Тайны. Которые хранят ширмы.
Более будуарного и интригующего предмета в обстановке, чем ширма трудно себе представить.
Это всегда тайна, легкий намек на жизнь, скрытую от глаз случайного свидетеля. Хотя характер у ширмы, скорее, французский, легкий и шаловливый, а название восходит к немецкому "Schirm", что означает "щит, заслон, защита", родилась она в Китае на стыке мебельного искусства и живописи.
Самые древние, известные еще во II веке до н. э., ширмы делались из стекла и слюды и украшались яшмой и металлом. Для изготовления ширм использовались также кожа, бумага, перламутр и ткани; некоторые создавались исключительно из дерева. На створках рисовались пейзажи, изображались сценки из повседневной жизни, а также записывались афоризмы и "Золотые Мысли" мудрецов. Некоторые китайские ширмы составлялись из сорока и более створок и представляли собой настоящие панорамы. Ширмы в поднебесной были широко распространены.
На родине ширм, в Китае, их называют "фуи" или "пэнфен" - "подвижная стена". Каждая створка китайской ширмы представляла собой деревянную или бамбуковую раму, затянутую с обеих сторон расписным или вышитым шелком, а позднее - бумагой или парчой.
Расписывали их тушью, украшая пейзажными мотивами, каллиграфией, стихотворными надписями. При создании ширм использовали и наиболее изысканную лаковую технику. В этом случае каждая створка представляла собой лаковое панно, инкрустированное перламутром, цветными камнями или ракушками. Лаковая техника - "Насилжи" ("кожа груши") - крайне трудоемкий процесс. Заключается он в помещении кусочков золотой фольги в массив лака, при этом может потребоваться до 30 лаковых слоев.
Мировое распространение ширмы как предмета интерьера.
В Японию ширмы попадают уже в Viii веке и в силу особенностей японской культуры надолго остаются там одним из главных украшений дома и основным предметом живописи.
Появление и исчезновение предметов обстановки в японском доме (всегда по мере надобности убираемых в специальные шкафы) было своеобразным овеществлением идеи временности, бренности бытия, связанной с буддизмом и стойко сохранявшейся в сознании народа.
И ширма органично вписалась в этот уклад, став для японцев даже в какой-то мере образом мироустройства, его постоянства и движения.
Вместе с модой на все китайское в Xvii веке ширмы попадают в Европу - черные, лаковые, очень дорогие. В то время европейские дворы в основном украшали роскошные гобелены и каминные экраны, сыгравшие большую роль в формировании традиционного европейского интерьера. Но ширмы сумели "Прижиться" в чужой для себя обстановке.
А в XIX веке им на смену в интерьеры стиля арт - нуво пришли японские ширмы, выполненные в той же лаковой или живописной технике, хотя и с другим, более напряженным, рисунком.
Россия, лишь незначительно отстававшая в ту пору от Европы, быстро освоила этот новый интересный предмет мебели.
В русский язык слово "Ширма" пришло из немецкого ("шит", "заставка", "заслон").
Почти в каждом доме Петербурга середины XIX века обязательно были ширмы, которые изготовлялись из дерева и украшались искусной резьбой. Этот предмет настолько гармонично вписывался в общую обстановку, что странствующий французский писатель и критик Теофиль Готье назвал ширму типично русской мебелью. Известно, что этот изысканный аксессуар пришелся по нраву и Екатерине II.
У любившей роскошь императрицы ширмы отличались особым шиком - изящные деревянные рамы обтягивались китайским шелком с замысловатым рисунком.
Рисунки старинных ширм глубокое символическое значение имеют. Человек мог выбрать ширму с тем или иным мотивом, сделав ее частью бытовой среды, которая выражала как его индивидуальность, так и социальное положение.
Ширма - довольно старинное изобретение, однако популярность ее, особенно в последнее время, непрерывно растет. Открытые пространства современных квартир с не очень удачными принципами зонирования, вновь заставляют обратить внимание на гостью из прошлого.
Ширма может быть как декоративной - замысловато расписанной и богато декорированной, так и строго функциональной, служащей для разделения пространства на зоны.
Вместо сложных конструкций сдвижных перегородок иной раз лучше ширму установить. Ее можно легко складывать, убирать и переносить. Да и наконец - ширма межкомнатная намного дешевле стационарных перегородок. Пространство, организованное с ее помощью, может предназначаться для самых разнообразных целей.
Эта экзотическая перегородка по праву занимает почетное место в спальнях, будуарах и небольших гостиных. Иногда, при ее помощи отделяют офисную или столовую зоны. Однако настоящая причина народного признания ширмы - создаваемая с ее помощью атмосфера уединения и уюта. Поэтому часто, за створками устраивают уголки для сна, беседы или чтения. Разумеется, это отличное место для общения и отдыха среди узкого круга близких людей.