Такая история дома чичерина.
Дом чичерина - дом купцов Елисеевых - кинотеатр "Баррикада".
Невский пр., 15.
Большая морская ул., 14.
Мойки наб., 59.
Год постройки: 1768-1771.
Стиль: классицизм.
История:
Мытный двор.
1716-1736 -.
Временный зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны.
1755 - дом Н. и. чичерина.
1768-1771 - Автор не установлен.
Дом князя куракина.
1790-е - расширение, флигель по наб. Мойки.
Дом купца а. и. косиковского.
1814-1817 - Арх. Стасов Василий Петрович - корпус по большой морской.
Дом купцов Елисеевых.
1858-1860 - Арх. Гребёнка Николай Павлович - перестройка.
Кинотеатр "Светлая Лента" (1923).
Кинотеатр "Баррикада" (1930).
2007 - здание снесено, восстановлено.
На участке дома уже в 1716 г. был построен деревянный мытный двор, уничтоженный пожаром 1736 г.
Долгое время участок незастроенным оставался.
В 1755 г. по проекту арх. В. растрелли был построен обширный временный деревянный зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Дворец простирался до малой морской ул. после окончания строительства каменного зимнего дворца эта постройка была разобрана. Большая морская ул. вновь продолжена до невского пр.
В 1768 г. участок перешел в собственность генерал - полицмейстера Н. и. чичерина. В это время был построен существующий (до 2007 г. ) дом. Автор проекта не установлен (возможно ж. - б. вален - деламот. Чичерин жил в доме до 1782 г.
При новом владельце князе куракине в 1790-х гг. дом был расширен, по наб. Мойки трехэтажный флигель пристроили.
Архитектурная особенность дома - двухъярусная колоннада, нижний ярус - тосканского ордера, верхний - композитного.
В конце XIX в. построено много дворовых флигелей.
Первоначальная отделка внутренних помещений в стиле раннего классицизма не сохранилась. Лишь в круглом зале третьего этажа остались две колонны и две пилястры коринфского ордера, выполненные из искусственного мрамора.
Более 50 лет домом владел купец а. и. косиковский и дом называли его именем. При нем в 1820-х гг. по проекту арх. В. П. Стасова к дому был пристроен каменный корпус, выходящий на большую морскую ул., - в стиле русского классицизма.
Андрей Иванович косиковский (1769-1838) начал свою деятельность еще при Екатерине II и заработал состояние на откупах. Одним из первых его возвели в сословие потомственных почетных граждан. Дом на невском он приобрел в 1806 г. его сыновья отказались от коммерческой деятельности, поступили на государственную службу, впоследствии по собственным заслугам получили потомственное дворянство. Отцовские дома они посчитали более выгодным для себя продать.
Флигель по большой морской, 14 в 1820-х гг. был перестроен по проекту арх. В. П. Стасова.
В 1858 г. дом перешел в собственность купцов братьев Григория и Степана Елисеевых (см. наб. Мойки, 59 а. по проекту арх. Н. П. Гребенки была проведена переделка здания - овальные окна на главном фасаде были заменены прямоугольными, колонны верхнего этажа заменены пилонами.
В 1820-х гг. в доме жил а. с. Грибоедов (мемориальная доска со стороны б. моской ул..
С 1821 по 1831 г. в доме жил издатель Н. и. греч.
Со стороны невского в доме размещался ресторан "Талон".
Ресторан "Талон" (невский просп., 15/б. морская, 14. Открыт в середине 1810-х гг. выходцем из Франции Пьером талоном в доме косиковского. В "Талоне" часто бывал а. с. пушкин. Весной 1825 г. талон покинул Санкт-петербург, в помещении ресторана открылось "Справочное Место" (которое просуществовало около 10 лет), затем - ресторан фельета (в нем также бывал Пушкин), а спустя некоторое время - кондитерская Виолета.
"К Talon помчался: он уверен, что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок, вина кометы брызнул ток ….
Перед ним Roast - Beef окровавленный, и трюфли, роскошь юных лет, французской кухни лучший цвет.
И страстбурга пирог нетленный.
Меж сыром лимбургским живым.
И ананасом золотым. (А. с. Пушкин "Евгений Онегин").
В 1859 г. в зале, находящимся в главном здании по невскому пр., давало свои первые концерты русское музыкальное общество, руководимое а. Г. Рубинштейном.
В 1862 г. с января по июнь здесь действовал первый в Петербурге шахматный клуб.
Кинотеатр "Баррикада" в кинообъединение "баррикада входил". Открыт в 1923 г., до 1930 г. назывался "Светлая Лента".
1961: кинотеатр "Баррикада". В кинотеатре ежедневно демонстрируются новые художественные фильмы последнего выпуска. В концертном зале проводятся лекции. Перед началом трех вечерних сеансов - концерты артистов госфилармонии и ленгосэстрады.
В 2007 г. здание было полностью снесено. В 2008 г. восстановлено, видимо, без интерьеров.
В начале невского проспекта стоит большой старинный дом номер 15, называвшийся петербуржцами в Xviii веке "Домом с Колоннами". Территория, где стоит этот дом, при основании города граничила со слободами рабочих адмиралтейства. Поэтому купцы и разносчики превратили ее в торговое местпо, они продавали здесь съестные припасы и другие товары населению. Это место было удобным для торговли, так как после углубления мойки в 1711 г. товары сюда можно было подвозить прямо по воде, из-за толкучки у торговых шалашей и лотков проезд по невской перспективе в этом месте был затруднителен. К тому же и мост через мойку был вначале узким, подъемным. По нему мог проехать лищь один экипаж, запряженный парой лошадей. На толкучках и жестокие драки случались. Для наведения порядка в 1718 г. было велено здесь торговать только в лавках.
В 1719 г. на месте между нынешними мойкой, невским проспектом, улицей Герцена (большой морской) и кирпичным переулком был выстроен двухэтажный мазанковый мытный рынок для торговли съестными припасами. В плане он имел вид замкнутого четырехугольника с внутренним двором, все стороны его опоясывала двухъярусная открытая галерея на арках. Дальше по мойке за кирпичным переулком располагался рыбный ряд, а перпенднкулирно к нему - мясной. Кроме того, на мойке было два рыбных садка. Постепенно купцы начали торговать здесь и промышленными товарами, почему рынок стали называть гостиным двором. Мытный рынок сгорел во время большого пожара 11 августа 1736 г. и после пожара не восстанавливался. Однако торговля живой рыбой из барок на этом месте продолжалась до 1865 г. в ХVIII в. баржи с волги прибывали в Петербург только на второй год. Они зимовали обычно в Рыбинске. Плавание по каналам от Рыбинска до Петербурга 100-120 суток занимало. Барки и плоты тянули одна или две пары лошадей, а порою - бурлаки. Из-за сложности доставки живая волжская стерлядь стоила на рынке весьма дорого и была не по карману простому люду.
Почти 20 лет участок сгоревшего рынка оставался незастроенным. Лишь в марте 1755 г. на его месте по проекту в. в. растрелли началось строительство временного деревянного зимнего дворца для императрицы Елизаветы - дочери Петра I. необходимость в этой постройке возникла в связи с переделкой основного зимнего дворца на дворцовой набережной. Новый дворец был возведен и отделан в стиле барокко с необычной быстротой - за шесть месяцев, т. е. в течение одного строительного сезона. На его строительство затребовано 2500 стекол разного размера, 21 тысяча метров холста для подбивки потолков. На стройке частично был употреблен материал, полученный от разборки дере - вянного флигеля старого каменного зимнего дворца на дворцовой набережной. 7 ноября 1755 г. газета "Санкт-петербургские Новости" сообщила о переезде императрицы из летнего дворца в новопостроенный деревянный зимний дворец. Главный фасад его с 52 окнами длиной около 200 метров выходил на невский проспект, закрывая собой и малую морскую. На гравюре М. махаева середины Xviii в. изображен этот одноэтажный дворец с окнами, украшенными богатыми наличниками. Ризалит имел 22 окна, в центре его были установлены пять колонн, над которыми крепился громадный вензель епизаветы с короной и украшениями. Всего залов и покоев во дворце было болeе ста. Известный ученый и писатель того времени а. Т. Болотов был в восторге от тронного зала, имевшего на одной стороне 12 больших окон, а на другой - зеркала.
Устраиваемые во дворце банкеты, балы, маскарады восхищали даже французов, гордившихся своим Версалем. Рассказывая об этих празднествах, они отмечали красоту и богатство апартаментов, украшенных резьбой с позолотой, массой зеркал и свечей. В танцевальном зале с наступлением темноты разом спускались все шторы и в одну минуту зажигались 1200 свечей, которые живописно отражались в многочисленных зеркалах. Тут же под звучание большого оркестра из 80 музыкантов начинались танцы. На праздниках во дворце редко бывало менее трех тысяч гостей.
Вскоре к дворцу был пристроен каменный оперный театр (на углу малой морской улицы и кирпичного переулка. Архитектор растрелли пышно украсил его резьбой с позолотой и массой зеркал. 5 мая 1757 г. - здесь состоялось первое представление "для Народа" русского профессионального театра под руководством Ф. Г. Волкова.
Во временном зимнем дворце на углу мойки и невской перспективы 25 декабря 1761 г. в возрасте 53-х лет и скончалась императрица Елизавета. В тот же день наследник престола Петр III, сын дочери Петра I Анны и гольштейнского герцога, принял здесь присягу гвардии, построившейся против дворца. После этого он, торжествующий, ездил по всему городу с факелами. 6 апреля 1762 г. Петр III переехал в новый каменный зимний дворец на дворцовой набережной, где вскоре и был свергнут с престола своей женой - Екатериной II в результате заговора гвардейских офицеров.
Опустевший деревянный зимний дворец спустя пять лет был разобран и перевезен в красное село. После этого большую морскую улицу вновь продолжили до невского проспекта, а часть участка со зданием бывшего театра Екатерина в 1767 г. предоставила скульптору э. М. Фальконе, устроившему тут квартиру и мастерскую для изготовления памятника Петру I - "Медного Всадника". Сюда, к своему другу Фальконе, в 1773-1774 гг. нередко заходил гостивший тогда в Петербурге великий французский философ - материалист и писатель Дени дидро. В 1782 г. здание театра тоже было разобрано.
Часть освободившегося участка между мойкой и б. морской улицей Екатерина II подарила обер-полицмейстеру, генералу и сенатору Н. и. чичерину, который в 1768-1771 гг. выстроил (предположительно по проекту а. Ф. кокоринова) дом с фасадом на невский проспект ( номер 15) в стиле раннего русского классицизма, но с заметным влиянием барокко. Характерной особенностью фасада основного здания являются колоннады по углам и в центре, причем в нижнем ярусе тосканского, а верхнем - композитного ордера, подобно новому зимнему дворцу. Закругленный двор был обстроен служебными и хозяйственными постройками, примыкавшими с двух сторон к основному дому. Вследствие обилия колонн, которых было здесь 36, петербуржцы и называли это здание "Домом с Колоннами". Основные парадные помешения его размешались в третьем этаже, где имелись большой двусветный зал в центре (ныне зрительный зал кинотеатра "Баррикада") и симметрично расположенные вдоль невского проспекта пять небольших залов - средний, тоже двусветный, два промежуточных и два угловых, овальных с колоннами. К парадному помещению вели две лестницы - одна к концертному залу, а другая, угловая, - к вспомогательным залам.
Обширный дом чичерина, ввиду удобного расположения его в центре города, вскоре стали арендовать различные организации. В нижних помещениях его уже в 1774 г. открылись "Вольная Типография", затем книжная лавка купца Шарова, а также овощная лавка "Болонья" итальянского купца бертолотти, где по иностранному манеру производилaсь продажа в розницу чая, кофе, сахара, миндаля, изюма, масла, сыра, итальянских колбас, круп и т. д., позднее тут находилась лавка под названием "Амстердам".
В парадных помещениях дома в 1778 г. основалось музыкальное общество под названием "Клубный дом". Осенью и зимой, в продолжение 8 месяцев в году, оно каждую субботу устраивало здесь концерты и ежемесячно один бал или маскарад. Членов общества было до 500 человек. Прием новых членов путем баллотирования производили. Членский взнос составлял 15 рублей в год. В оркестре "Клубного Дома" было 50 превосходных музыкантов, в концертах участвовали придворные певцы и певицы. Иностранные виртуозы, приезжавшие в Петербург, также выступали в клубе, получая за концерт весьма значительную плату в 100-200 рублей. Роскошные балы и маскарады истощили казну клуба, он разорился. В 1792 году были проданы с публичного торга прекрасные музыкальные инструменты, серебряная и фарфоровая посуда и мебель. И все же удалось погасить лишь часть образовавшегося долга.
Позднее дом чичерина снимал "Бюргер - Клуб" или "малое мещанское собрание". Этот клуб был учрежден в 1790 г. с целью развлечения молодых людей. В члены его принимались лица всех свободных состояний по рекомендации других членов, которых было 650 человек, плативших взнос в первый год 28 рублей серебром, а в следующие - 11 рублей. Общие собрания происходили по понедельникам, средам и субботам. В воскресенье были музыка и танцы. Обед из пяти блюд стоил 1 рубль 25 копеек медью. Клуб ежегодно жертвовал 700-800 рублей ассигнациями на бедных и еще на воспитание двух сирот.
С 1792 по 1799 год этот дом принадлежал князю а. б. куракину. Новый владелец пристроил к нему трехэтажное крыло с 21 окном, вдоль мойки (теперь д. номер 59), центр его был подчеркнут фронтоном.
В 1799-1806 гг. домом владел банкир а. перетц, а в 1806-1858 гг. - именитый петербургский мещанин а. и. косиковский. Он в 1810-е гг. по проекту архитектора в. П. Стасова выстроил обширный 4-этажный корпус на большой морской ул., 14 плотно примыкавшнй к основному зданию. Громадный портик нз 12 ионическнх колонн в. П. Стасов смело поставил на второй этаж.
В этом доме в 1828 г. три месяnа прожил а. с. Грибоедов после заключения с Персией туркманчайского мира. Отсюда он уехал опять в Персию в качестве министра - резидента и в Петербург уж больше не вернулся. Сам Грибоедов и передовая общественность счнталн это назначение политической ссылкой. Несколько лет снимал квартиру на третьем этаже дома известный реакционный журналисt Н. и. греч. У него летом 1825 гг недолгое время жил в. к. Кюхельбекер - поэт и друг а. с. Пушкина.
В доме косиковского помеrцался прославленный ресторан "Тальон", называвшийся так петербуржцами по фамилии его владельnа. Часто бывал в этом ресторане а. с. Пушкин, упомянувший его в своем романе "Евгений Онегин". После отъезда тальона в 1825 г. за границу ресторан перешел к а. фельету.
В 1825-1826 гг. в доме была выставлена для широкого ознакомления модель города Петербурга размером 40 на 23 метра, изготовленная Антоном де - росси. В 30-х годах здесь размещались библиотека, книжный магазин и лучшая в Петербурге типография и словолитня а. а. плюшара, который был издателем первого в России оригинального "Энциклопедического Лексикона". Всего в 1834-1841 гг. было издано 18 его томов из 40 намеченных. 3 десь же в 1835 г. был открыт книжный магазин Ф. ротгана, который брал с авторов за продажу книг только 10 процентов их стоимости вместо обычных 15-20 процентов.
В 1840 г. в угловом помещении дома находилось швейцарское кафе, со стороны невского проспекта располагались различные мастерские (золотошвейная, часовая, щляпная), а на углу невского и большой морской - аптека.
В середине XIX века дом косиковского "Благородное Собрание занимало". В нем выступали музыкальные знаменитости: серне, лист, мауер, Рубинштейн и другие. Из москвы приезжал цыганский хор. В доме проходили собрания масонов.
В 1851 г. фортепианный фабрикант лихтенталь, выпускавший хорошие фортепиано, нанял 600-\xADместный зал для концертов. Но, несмотря на усиленную рекламу, публика плохо посещала эти концерты. Дело в том, что представители высшего общества считали ниже своего достоинства ходить в тот зал, где долгое время был "Бюргер - Клуб", а вследствие этого артисты не снимали его. С 1858 г. хозяевами дома стали купцы братья Елисеевы, в роду которых дом находился до самой революции. Елисеевы в 1859-1870 гг. предприняли крупную пе- рестройку дома под руководством архитектора Н. П. Гребенки. При этом на главном фасаде овальные окна были переделаны в прямоуголь.
Далее читайте статьи об интерьере кухни в доме http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-kuhni-v-dome