Тадж - махал без сомнения является самым известным и, возможно, самым красивым зданием в Индии.
Это богато украшенное здание из белого мрамора, считающееся одним из современных чудес света, было создано падишахом империи великих моголов шах - Джаханом (Shah Jahan) в качестве мавзолея для его покойной жены. Но так ли это на самом деле?
По официальной версии мавзолей тадж - махал был заложен в Агре, тогдашней столице индийской империи великих моголов, (по одной из версий) 7 июня 1632 года в честь Мумтаз - махал, умершей от родов любимой жены императора шах - Джахана (кстати, позже здесь был похоронен и сам шах - Джахан. Строительство продолжалось более 20 лет.
Тадж махал - самый выдающийся образец архитектуры стиля могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году тадж - махал был включен в список объектов всемирного наследия юнеско. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был устад Ахмад лахаури.
Мы начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора шах - Джахана, правителя империи моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз - махал умерла во время родов их 14 го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое шах - Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.
Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях.
Усыпальница - архитектурный центр комплекса тадж - махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.
Внутри мавзолея находятся две гробницы - шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание.
Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью тадж - махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола.
Купола позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле завершаются. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь.
Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие - это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой.
Интерьер тадж - махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал - идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада. Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями.
Мусульманская традиция художественное оформление могил запрещает. Следовательно, тела Мумтаз и шах - Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к Мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии Мумтаз восхваляют. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий шах - Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами на могиле шах - Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "он отправился в путешествие от этого мира в обитель вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года. Согласно некоторым теориям, тадж - махал никогда не был архитектурным воплощением вечной любви, коим его помнит история. Вместо этого, некоторые данные свидетельствуют о том, что здание на самом деле приблизительно на 300 лет старше своего предполагаемого строителя. Профессор из Нью-дели по имени П. Н. оук (P N Oak), который стоит за этой теорией, утверждает, что здание изначально было совсем не мавзолеем. Он предполагает, что это на самом деле древний индуистский храм известный как тежу махалайя (Tejo Mahalaya), посвященный поклонению богу Шиве. Внимание! Только в том случае, если это правда, то она переворачивает всю историю тадж - махала с ног на голову: вместо того чтобы строить одно из самых ценных сооружений в мире, шах Джахан просто взял существующий храм, нашлёпнул на него несколько украшений, и посвятил его своей жене.
Хотя эта теория может показаться надуманной для тех из нас, кто любит тадж - махал таким какой он есть, стоит отметить, что индийская знать известна случаями захвата вражеских храмов и особняков и перепрофилированием их в могилы для своих близких. Более того, путешественники, находившиеся в этой области во время предполагаемого строительства тадж - махала, никогда не упоминали о его строительстве в своих мемуарах и даже отмечали, что "Тадж" уже существовал как важное, устоявшееся здание. Является ли выставление тадж - махала прекрасным воплощением романтики просто гигантской ложью, придуманной низкопробными историками и пропагандистами? До тех пор, пока индийское правительство не согласится открыть запечатанные комнаты внутри здания, чтобы их могли тщательно исследовать эксперты, ответ на этот вопрос останется тайной.