Стрельна@Historystrelna. Великое наследие архитектора.
А. и. штакеншнейдера.
Минули столетия со дня основания Петербурга и Петергофа. За это время многие талантливые и известные архитекторы оставили нам в наследство свои творения. Некоторые из их работ уже, к сожалению, исчезли, но большинство дожили и до наших дней.
В этом году исполнилось 220 лет императорскому придворному архитектору Андрею Ивановичу штакеншнейдеру. Он оставил незабываемую память о себе и своем труде в нашем крае.
А. и. штакеншнейдер родился в феврале 1802 года в усадьбе Ивановка под Гатчиной. От этой усадьбы сейчас лишь руины остались.
Андрей Иванович с детства любил рисовать и строить разные игрушечные сооружения. Его отец, заметив увлечения сына, отдал его в тринадцатилетнем возрасте в художественную академию.
Окончив ее, Андрей Иванович работал в комитете строений и гидравлических работ. А далее был определен чертежником и рисовальщиком в комиссию по возведению исаакиевского собора. Трудился под руководством Огюста монферрана.
Французский зодчий заметил молодого талантливого, подающего надежды архитектора и рекомендовал его графу Бенкендорфу для перестройки усадьбы под ревелем ( Таллином. Хозяин работой Андрея Ивановича остался очень доволен и представил его императору Николаю первому.
С того времени штакеншнейдер был привлечен к дворцовому строительству.
По его проектам строились новые, перестраивались и переоборудовались старые дворцы членов императорской фамилии.
Император Николай I был основателем русской инженерной строительной школы, он разбирался в строительстве и архитектуре.
В 1835 году по его идее Андрей Иванович строит Никольский домик в Петергофе, который внешне напоминал усадьбу зажиточного крестьянина. Этот домик был сюрпризом императора для своей супруги, которая очень любила здесь бывать. Это был один из первых примеров "Русского Стиля" в строительстве столицы. До наших дней это строение не сохранилось.
Далее, в 1839 году архитектор получил заказ от императора на строительство летней усадьбы для дочери Николая I Марии Николаевны. Усадьбу лейхтенбергских в сергиевке Андрей Иванович строил в несколько необычном стиле - неогрек, туда входили перголы, атриумы, колоннады, которые стали удачным украшением усадьбы.
В тот же период с 1840-1842 годы он проектирует для княгини Т. б. Потемкиной дом в гостилицах в Романо - готическом стиле.
В 1844 году а. и. штакеншнейдер приступил к строительству дворца на собственной даче наследника престола Александра II под Петергофом, рядом была построена церковь святой троицы, дворец и церковь строились в стиле необарокко.
Наиболее богатое наследие оставил мастер в архитектуре самого Петергофа, много крупных и мелких построек и павильонов.
На Ольгином пруду в колонистском парке были возведены два павильона:
В 1841 г. - 1844 г. был построен Царицын павильон для супруги Николая I Александры Федоровны, немного позднее Ольгин павильон для дочери императора Ольги Николаевны в 1846-1847 годы.
Далее:
Розовый павильон в 1845 г. - 1848 г., к сожалению он в руинах дошел до наших дней.
В 1851-1854 годы архитектор в Петергофе царскую мельницу строит.
В эти же годы возводится церковь святой царицы Александры римской на бабигонском холме, она являлась излюбленным местом для молитвы и уединения императорской семьи. Сейчас церковь отреставрирована и восстановлена.
В 1852-1856 годы в луговом парке на возвышенности был построен бельведер, место выбирал сам император, он задумал сделать его похожим на храм эрехтейона, что в Афинах, сам сделал эскиз, который до сих пор хранится в музее.
В 1858-1859 гг Штакеншнейдер фермерский дворец в усадьбе Александрия проектировал.
В нижнем парке - львиный каскад в 1854 г. - 1857 г.
Помимо этого велись работы по проектированию и строительству усадеб Знаменка и Михайловка для сыновей императора.
В 1855-1857 годы архитектор штакеншнейдер построил церковь Григория богослова ( кушелевская) в русско - византийском стиле в троице - сергиевой приморской пустыни в Стрельне.
А. и. штакеншнейдер спроектировал в 1836-1838 годы известный в те далёкие времена так называемый музыкальный вокзал в Павловске, в нем была создана сцена, а позднее целый зал, где выступали известные музыканты.
В 1839 году строит резиденцию в Петербурге для дочери императора Марии Николаевны, названную мариинским дворцом.
В 1846-1848 годах создаёт петербургский дворец князей белосельских - белозерских на углу невского и Фонтанки и загородную дачу на Крестовском острове.
В 1853-1861 годы работает над созданием петербургской резиденции для великого князя Николая Николаевича, названную николаевским дворцом. Этот дворец имел формы ренессансного палаццо и являлся данью моде на эпоху ренессанса.
За 1857-1861 годы Андрей Иванович создаёт дворец для младшего сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича, в этот раз архитектор обратился к стилю необарокко. Дворец назван ново - михайловским на дворцовой набережной.
В 1847-1851 годы штакеншнейдер вместе с архитектором Х. Ф. Мейером перестраивал константиновский дворец в Стрельне.
Около 20 лет, начиная с 1846 года, мастер трудился в зданиях зимнего дворца, малого, старого эрмитажа. Он занимался не только внешним убранством своих строений, но и внутренним. Здесь он создал ряд блистательных интерьеров, среди них зелёная столовая.
В 1958 году был создан павильонный зал малого эрмитажа. В этом зале находится портрет а. и. штакеншнейдера.
Так же он активно работал в ораниенбауме, царском селе, Новгороде и других городах.
Произведения штакеншнейдера носят на себе следы последовательного преобразования самых разных исторических стилей - от необарокко до готики. Художественное наследие мастера поэтому и представляет немалый интерес для изучения истории архитектуры середины 19 века, когда один модный стиль сменялся другим.
О нем писал известный критик и издатель Ф. в. Булгарин:
"Преемник Изящного Вкуса и Искусства Графа Растрелли". Такую лестную характеристику получил а. и. штакеншнейдер от него.
За эти годы Андрею Ивановичу были присвоены разные звания:
В 1834 году он получил титул академика, в 1848 году - профессора архитектуры, в 1851 году был возведен в чин статского советника.
В 1854 году началась преподавательская деятельность зодчего в академии художеств, был известен большим количеством своих учеников.
Долгое время семья архитектора жила на съёмных квартирах и только в 1852 году а. и. штакеншнейдер приобрел дом на миллионной улице, который он полностью перестроил.
После чего этот дом одним из культурных центров Петербурга стал. На "Субботах" у штакеншнейдера гостили по 50-60 человек, такие люди, как:
Г. Ю. боссе, Н. а. Майков, и. к. Айвазовский, а. П. Брюллов, Г. П. Данилевский, Д. в. Григорович, и. а. гончаров, Ф. М. Достоевский, и. с. Тургенев и другие известные люди.
А. и. штакеншнейдера не стало 8 августа 1865 года в Москве. Он был погребён в Стрельне в свято - троицкой приморской пустыни около храма Григория богослова, который сам же и проектировал.
Вот такая интересная, насыщенная великолепным трудом жизнь состоялась у талантливого архитектора 19 века Андрея Ивановича штакеншнейдера.
Многое из того, что он создал сохранилось и по сей день и мы можем это увидеть, тем более, что все находится рядом.
1. портрет а. и. штакеншнейдера.
2. Никольский домик ( не сохранился).
3. розовый павильон (в руинах).
4. усадьба в гостилицах (в руинах) 5. усадьба герц. Лейхтенбергских 6. собственная дача Александра II 7. павильон бельведер 8. Ольгин пруд (павильоны) 9. церковь царицы Александры 10. Павловский музыкальный вокзал (не сохранился).