Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Символика картины Ян ван Эйка "Портрет Четы Арнольфини" (1434).

14.11.2016 в 09:54

Зеркало.
На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Десять медальонов с изображением страстей христовых украшают его раму. Через сцены страстей отражался символический брак Христа с церковью и проводилась параллель с христианским браком. Исследователи обращают внимание на одну закономерность расположения миниатюр: со стороны мужчины изображены эпизоды страстей до смерти Христа, а со стороны женщины - после
Символика картины Ян ван Эйка Портрет Четы Арнольфини (1434).. Это обстоятельство некоторые исследователи объясняют тем, что портрет женщины посмертный или что, возможно, она ушла из жизни во время работы художника над картиной. Исследование в инфракрасных лучах показало, что первоначально рама зеркала была восьмиугольной, позднее она стала десятиугольной, вероятно, для того, чтобы добавить ещё сцены из страстей. В зеркале отражаются ещё два человека.
Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Выпуклые зеркала были более доступны. По-французски они назывались "Колдуньями", поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. В зеркале, изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату.
С точки зрения теологической символики повседневное выгнутое зеркало становится "Speculum Sine Macula" (зеркало без изъяна), что свидетельствует о непорочности богородицы и девственной чистоте невесты, от которой, согласно тогдашним воззрениям на брак, ожидается, что и в браке она останется столь же целомудренной.

Символика картины Ян ван Эйка Портрет Четы Арнольфини (1434). 01
Свеча.
Люстра, висящая над головами жениха и невесты, сделана из металла - типично для фландрии того времени. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги арнольфини выполнен после её смерти, и она умерла при родах. Ещё один вариант символики: в средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая свеча, либо свеча торжественно передавалась женихом невесте. Пламя горящей свечи всевидящего Христа - свидетеля брачного союза означало. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.

Символика картины Ян ван Эйка Портрет Четы Арнольфини (1434). 02
Собачка.
Собачка, вечный символ преданности, считалась признаком благосостояния, а также символом верности. На могилах того времени часто встречается лев, символ мужества и силы, в ногах у мужчин и собачка в ногах у женщин. Только от женщины, очевидно, ожидалась супружеская верность.
Маленькая собачка - это предок брюссельского гриффона (в то время нос гриффона ещё не имел современного укороченного вида) или, по ещё одной версии, аффенпинчер.

Символика картины Ян ван Эйка Портрет Четы Арнольфини (1434). 03
Обувь.
Жених изображен стоящим босиком на деревянном полу, его деревянные башмаки - патены валяются рядом. Ноги невесты прикрыты платьем, но вторая пара обуви видна на заднем плане рядом с кроватью.
Для современников ван Эйка сандалии и деревянные башмаки содержали указание на ветхий завет. Когда жених и невеста совершали обряд бракосочетания, для них и простой пол комнаты был "Святой Землёй".

Символика картины Ян ван Эйка Портрет Четы Арнольфини (1434). 04
Фрукты.
По одной версии, это апельсины, находящиеся на подоконнике и на табурете у окна, могут рассматриваться как знак плодовитости. Поскольку на языке многих народов северной Европы апельсин буквально означает "Яблоко из Китая" (напр. Нидерл. Sinaasappel), то они символизируют чистоту и невинность, которая существовала в эдемском саду до грехопадения человека. В то же время возможно, что апельсины просто свидетельствуют о зажиточности супругов.

Символика картины Ян ван Эйка Портрет Четы Арнольфини (1434). 05
Окно и кровать.
Жених и невеста облачены в тёплые одежды, несмотря на лето за окном - это видно по вишне, которая усыпана плодами, - однозначный символ пожелания плодовитости в браке.
Красный альков справа является намёком на "Песнь Песней" и символизирует брачный чертог. В нидерландской живописи подобная кровать - непременный атрибут сцен благовещения, рождества христова и рождества богородицы, что ещё раз напоминает о связи этой картины с богородичным культом.
По традиции, на кровати с занавесями в главной (парадной) комнате, принимая гостей, лежала роженица. Однако такая кровать отводилась и для недавно умершего обитателя дома.
Расположение фигур предполагает предопределённые роли в супружестве - женщина стоит около постели, в глубине комнаты, символизируя тем самым роль хранительницы очага, в то время как мужчина стоит около открытого окна, символизируя принадлежность к внешнему миру.

Символика картины Ян ван Эйка Портрет Четы Арнольфини (1434). 06
Спинки кровати.
Под люстрой с правой стороны находится деревянная фигура святой Маргариты, поражающей дракона. Она покровительницей рожениц считается. Фигурка закреплена на спинке стула, стоящего у супружеского ложа. Возможно, это ещё одно доказательство беременности женщины. В то же время, возможно, это фигурка святой Марфы, покровительницы домохозяек, - рядом с ней висит метёлочка.
В свадебном обряде первое подметание мусора в доме, где было предназначено жить супругам, означало не только и не столько хозяйственность жены, сколько очищение среды обитания. Картина Эйк портрет символизм.

Символика картины Ян ван Эйка Портрет Четы Арнольфини (1434). 07

Подробнее читайте информацию об интерьере для дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma