Садик императрицы Александры Федоровны.
Эрмитаж - самый большой музей Санкт-петербурга. А был - самой большой коммуналкой российской империи. С сотрудником архитектурной службы эрмитажа Виктором туралиным мы искали следы из прошлого, когда зимний дворец был жилой резиденцией Романовых.
Сравнение с коммунальной квартирой неслучайно: на момент пожара 1837 года в зимнем дворце проживало около 3500 человек. Есть в нём и свои дворы - колодцы, и длинный коридор, по которому, как водится, бегали дети (правда, императорские), и бесконечное множество комнат, к примеру, во фрейлинском коридоре на третьем этаже резиденции.
Как и всякое жилое пространство, эрмитаж беспрестанно менялся:
1 в связи с техническими новшествами усовершенствовались системы отопления, водоснабжения, освещения.
2 в связи со сменой владельцев менялось назначение интерьеров.
3 менялась мода, и менялся стиль интерьеров.
Расскажем о самом необычном из утраченных интерьеров - это садик императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. в сравнительно небольшом помещении архитектор а. П. Брюллов сумел устроить оранжерею с гротом и фонтаном. Современник императрицы, автор брошюры "Возобновление Зимнего Дворца" Александр Башуцкий писал: "…высокая хозяйка этого благодатного жилища и в глубокую зиму может заставить царствовать весну". Здесь круглый год журчала вода в фонтане, благоухали цветы и пели птицы. Оранжерея производила незабываемое впечатление на всех, кому довелось побывать здесь. Сама же хозяйка этого оазиса - императрица Александра Фёдоровна - "в Окружении … Множества Цветов Сама Напоминала Небесный Цветок, Случайно Проросший на Земле".
При Николае II в пространстве оранжереи был устроен кабинет, который Виктор шутливо назвал "Полутора Комнатами Николая II", а сейчас залы номер 181-182 входят в состав экспозиции "художественное убранство русского интерьера XIX века", и о райском саде, увы, ничего не напоминает. Однако сохранились акварели э. гау и фотографии кабинета, и можно проследить, как видоизменялось пространство.