Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Руины на БУМАГЕ. В фондах нашего музея хранятся 33 листа - важный художественный документ царскосельской истории.

29.06.2021 в 20:55

Это рисунки и этюды художников и архитекторов, которые в 1944 году запечатлели разрушения дворцов и парков.
Государственная инспекция по охране памятников направила в только что созданную дирекцию дворцов - музеев и парков г. Пушкина тех, кто зафиксирует состояние архитектурных шедевров. Сюда приехали молодые художники Александр Васильев, Нина Веселова, Ия михранянц, Юрий тулин и фотографы Михаил Величко, Сергей гасилов, Илья наровлянский
Руины на БУМАГЕ. В фондах нашего музея хранятся 33 листа - важный художественный документ царскосельской истории.. В их рисунках, набросках, акварелях и фотографиях предстала удручающая картина разрушений. Многим тогда казалось, что возродить дворцово-парковый ансамбль уже невозможно.
Тулин и Веселова в это время были студентами ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени и. Е. Репина. Тулин приступил к зарисовкам в апреле 1944-го, а в мае к нему присоединилась Веселова. Михранянц еще в довоенное время принимала участие в научных экспедициях, делала натурные рисунки, отличавшиеся документальной точностью. Эту специфическую художественную манеру она в свои царскосельские работы внесла. Самым опытным среди участников творческого десанта был архитектор - художник Васильев. Он появился в Пушкине осенью того же 1944-го и координировал работу живописцев и архитекторов, выполнявших обмеры зданий. В этот период Васильев архитектурные зарисовки разрушенных дворцовых сооружений создал.
Материалов не хватало, художники в основном работали карандашом и тушью, часть работ выполнили в технике акварели и гуаши. Жили они вместе с музейными сотрудниками в двух квартирах в дежурной конюшне, в кухонном корпусе александровского дворца и в павильоне "Адмиралтейство". Кровли в этих зданиях были наскоро подправлены, окна забиты фанерой, старые печи - отремонтированы: около них грелись все расчищавшие дворцовые руины сотрудники. Здесь же обсуждали и дорабатывали композиции эскизов и зарисовок. Художники работали долгими часами на холоде, краски застывали, их с трудом удавалось нанести на бумагу. Они верили в то, что занимаются важным делом - созданием документальной хроники своей эпохи. Прямо на их глазах общая картина менялась: сохранившиеся фрагменты зданий очищали от завалов и мусора, воронки от бомб заполняли щебнем и землей. Природа тоже брала свое - уже весной 1944-го кусты сирени и жасмина стали скрывать следы страшных разрушений.
Сюжеты для зарисовок выбирали совместно. Сотрудники музея рекомендовали фрагменты интерьеров и фасадов екатерининского дворца, камероновой галереи, агатовых комнат, белой башни, концертного зала и других объектов. Всеобщее внимание привлек живописный этюд тулина "Атлант у Парадной Лестницы", выполненный в технике гуаши. Полуфигура атланта на фоне искореженной стены дворца воспринималась как символ перенесенных страданий.
Во всех работах - живописных у тулина; легких, почти прозрачных акварелях у Веселовой; более детальных и строгих у Васильева и тонально - пластичных у михранянц - ощущается поэтизированное восприятие увиденного. При этом этюды камероновой галереи, некоторые из которых написаны тулиным и Веселовой, несут в себе заряд жизнеутверждающего оптимизма. В них не сразу заметны разрушения - возможно, потому, что их заслоняют заросли цветущей сирени. Зрителю кажется, что перед ним пейзаж мирной жизни. И только всмотревшись внимательно, видишь разбитые колонны, куски штукатурки на полу, окна без стекол.
Графическая серия работ михранянц, исполненная карандашом и тушью, вошла в число самых узнаваемых произведений о городе. Ее работы тех лет приобрели широкую известность и периодически выставляются. В послевоенные годы она выполняла пейзажи города и по заказу музея. Работы михранянц были представлены в 1949-м на выставке "История Города Пушкина" в павильоне "концертный зал" в екатерининском парке.
Но впервые результат деятельности художников показали на маленькой экспозиции в лицее в июне 1944-го. Спустя год, в июне сорок пятого, в лицее открыли большую выставку, где были представлены этюды тулина.

Руины на БУМАГЕ. В фондах нашего музея хранятся 33 листа - важный художественный документ царскосельской истории. 01
По материалам статьи Ларисы бардовской (хранителя коллекций "Живопись", "акварели") и Ирины Распоповой (хранителя коллекции "рукописные материалы") "руины на бумаге: начало возрождения": 1. Ю. Н. тулин. Екатерининский дворец. Парадное крыльцо. Июнь 1944 г.
2. Ю. Н. тулин. Камеронова галерея. 1944 г.
3. а. в. Васильев. Церковь екатерининского дворца. 1944 г.
4. а. в. Васильев. Парадное крыльцо екатерининского дворца. 1944 г.
5. Ю. Н. тулин, Н. Л. Веселова. Рисунок. Овальный зал агатовых комнат. Июнь 1944 г. из коллекции ГМЗ "Царское Село".

Руины на БУМАГЕ. В фондах нашего музея хранятся 33 листа - важный художественный документ царскосельской истории. 02
Руины на БУМАГЕ. В фондах нашего музея хранятся 33 листа - важный художественный документ царскосельской истории. 03
Руины на БУМАГЕ. В фондах нашего музея хранятся 33 листа - важный художественный документ царскосельской истории. 04