Режиссёр лукино висконти.
Противоречиями и парадоксами наполнены его фильмы. Чтобы как-то назвать стиль первой картины висконти "Одержимость", его монтажер Марио серандреи придумал слово "неореализм". Висконти - наряду с росселлини, де сикой, де сантисом - стал одним из основоположников этого направления в итальянском кино 1940-50-х, которое показывало бедную жизнь простого человека в реальных, а не студийных интерьерах и на разрушенных войной улицах
. Но вскоре висконти внезапно перестают интересовать рабочие окраины: действие его фильмов перетекает в мир балов, светских гостиных, оперной условности и трагедийного накала страстей. Он словно жил сразу в нескольких эпохах и считал своими современниками не только Альбера Камю и Жан-поля Сартра, но и Джузеппе Верди, Уильяма Шекспира, Федора Достоевского, Антона Чехова, Томаса манна и Марселя Пруста. Его фильмы многослойны, изысканны, декоративны, наполнены многочисленными отсылками к истории театра, музыки, литературы, соединяют в себе бесхитростную простоту неореализма, возвышенную одухотворенность романтизма, болезненность и пессимизм декадентства. Все это делает картины режиссера, с одной стороны, сложными для восприятия, а с другой - невероятно притягательными. Висконти нужно не просто смотреть, его нужно пересматривать: время от времени возвращаться к его фильмам и с удивлением обнаруживать те грани и детали, которые остались незамеченными.
После "Гибели Богов" лучше всего посмотреть три ранних фильма, в которых висконти создает прозрачную эстетику неореализма и намечает выход за ее пределы.
Картина "Земля Дрожит" (1948) посвящена сицилийским рыбакам, бросающим вызов скупщикам морепродуктов: семья валастро не хочет отдавать за бесценок рыбу посредникам и начинает торговать напрямую. Фильм снят в городке ачи - трецца, действие разворачивается в домах реальных, действительно бедных людей, всех персонажей играют непрофессиональные актеры, сюжет прерывается документальными эпизодами, показывающими быт рыбаков. Фильм "Земля Дрожит" вышел через три года после манифеста неореализма - картины Роберто росселлини "Рим, открытый город" (1945) - и был воспринят как самое радикальное проявление этого стиля. Дело в том, что росселлини, как и многие другие режиссеры, по старинке привлекал актеров - профессионалов, висконти же от них отказался, размыв грань между игровым и неигровым кино: не всегда ясно, где рыбаки играют по сценарию, а где занимаются повседневными делами, пока камера наблюдает за ними. Впечатление документальности и органичности усиливает то, что актеры разговаривают на своем родном сицилийском диалекте.