Пришла_и_говорю.
Пришла и говорю: 30 лет кинофильму.
30 лет назад, 16 сентября 1985 года на экраны страны вышел музыкальный кинофильм "Пришла и Говорю" с Аллой Пугачевой в главной роли. Премьера в ККЗ "Россия состоялась".
Идея создания фильма возникла у руководства студии "Мосфильм" в 1983 году. В начале 1980-х годов музыкальные фильмы были очень популярны в Ссср, и новый фильм с участием Аллы Пугачёвой, по замыслу, должен был принести финансовый успех. Поэтому в 1983 году певице предложили участие в одном из таких проектов. Однако сценарий, предложенный известным кинодраматургом, показался Пугачёвой неудачным, и тогда в качестве автора сценария был приглашён Илья Резник. В результате многочисленных обсуждений сценария будущего фильма, бесконечного перебора возможных вариантов было решено, что это будет фильм - ревю.
Впервые черновой вариант сценария был представлен 24 февраля 1984 года. Фильму было дано рабочее название "Алла", и 15 апреля 1984 года после некоторых обсуждений и исправлений сценарий был принят и картина была запущена в производство.
Согласно финансовым документам, бюджет фильма составил 388 тысяч 300 рублей, а количество зрителей, посмотревших фильм, составило 33 миллиона.
Вспоминает режиссер фильма Наум ардашников:
Двадцать восьмого июля восемьдесят третьего года меня вызвал к себе директор студии Николай Трофимович Сизов. До "Мосфильма" он был зампредом моссовета, а до этого - важным милицейским генералом. Кстати, был и заместителем председателя госкино. Короче - большой начальник в кино!
Сизов с порога огорошил меня типичной фразой того времени: "Мы тут Посоветовались с Товарищами и Решили Поручить Тебе Снять Фильм об Алле Пугачевой". Когда я от изумления пришел в себя, единственно сообразил спросить что-то про сценарий и в ответ услышал одно суровое слово: "подсуетись! "Вот Таким Странным и Неожиданным Образом Началась моя Работа над Фильмом"Алла". Сразу скажу, название начальству не понравилось и стало другим -" пришла и говорю". По каким таким важным соображениям это случилось, мы, видимо, не узнаем никогда.
О Пугачевой написано, рассказано, показано уже столько былей и небылиц, сплетен и комплиментов, что на мою долю остается лишь попытаться правдиво рассказать о личном общении с этой замечательной, безусловно, выдающейся певицей, актрисой и очень, очень умной женщиной.
Впервые я услышал певицу "Живьем" году в семьдесят пятом, на концерте в Лужниках. Самым удивительным для меня было то, что произошло при исполнении Пугачевой песни, где были слова "Скупимся на Любовь" (точного названия песни не помню. Я увидел, как многие женщины в огромном зале еле сдерживают слезы, а то и плачут. А когда дважды прозвучали последние слова: ". Помянем тех, кого нет с нами, и будем думать о живых. ", - в зале разразились овации. Это произвело на меня сильное впечатление. Мощный голос и немыслимая энергетика делали исполнение непохожим на исполнение известных мне певиц и певцов.
Знакомство с Аллой Пугачевой состоялось у нее дома, в квартире на брестской улице, где она в то время жила. Я был удивлен, с какой подчеркнутой простотой прошел первый наш разговор о будущей картине. Единственное пожелание Пугачевой заключалась в нежелании сниматься в банальной мелодраме с романтическими свиданиями. Это полностью совпадало и с моими скромными соображениями по поводу будущего фильма. Договорились подождать сценарий.
Мне как-то неловко рассказывать о квартире, об обстановке, об одежде знаменитой певицы. Пусть об этом рассказывают другие, сегодня таких граждан много. Я только заметил, что главным предметом в доме был белый рояль, на котором Алла изящно сыграла несколько пьес Шопена и спела грустную песню. Помнится, называлась она "Три Счастливых дня". Еще в квартире обитал красивый, задумчивый родовитый пес - бассет по имени тобби. Хозяйка меня предупредила, что пес съедает все, что ему попадается на глаза. Однажды он даже сжевал гонорар известного поэта Ильи Резника.
Уходя, я снова оказался в толпе поклонниц, постоянно дежуривших у подъезда певицы. Были тут и юноши, человек десять - пятнадцать. Эта странная публика постоянно сопровождала нас и во время съемок, где бы мы ни оказывались, будь то в Москве, Ереване, Ленинграде или в павильонах студии. Ухитрились даже проникнуть в малый директорский зал "Мосфильма" во время заседания художественного совета киностудии. Я спросил, как они проходят на студию, в ответ от юной барышни услышал: "через забор! " А забор на студии был высотой метра три, а, может, и повыше.
Алла Пугачева резонно заявила, что все сценаристы хотят заставить ее говорить чужие слова, а все, что она хочет сказать, уже сказано в ее многочисленных песнях. И мы решили, что Пугачева будет петь свои песни, остальное должно возникать при сочетании документального и игрового материала. Предполагалось, что многое будет сниматься во время концертов. В это время мы еще не знали, когда и где они будут, но очень рассчитывали на везение и на импровизацию.
Должен сразу сказать, что выбор песен - это прерогатива Пугачевой. Мне больше нравились песни на музыку Паулса, но певица решила петь только свои сочинения (из всех песен в фильме лишь одна -" двадцатый век"-принадлежит Игорю Николаеву. Спорить я не стал, тем более что Сизов меня строго предупредил - с певицей не ссориться!
Думаю, феномен творчества Аллы Пугачевой заключается в том, что вокальные данные сочетаются у нее с безусловным актерским талантом. Большинство песен, начиная со знаменитого "Арлекино", она исполняет от лица тех или иных персонажей. Наверное, поэтому ее исполнение всегда неожиданно, всегда немного иное, чем было вчера, или позавчера, или месяц назад. И еще - она просто поразительно поет настоящие печальные русские народные песни. Что-то вроде концептуализма в пении.
Двадцать четвертого мая нас "Запустили" в производство. Так это называлось в то время на казенном, чиновничьем языке. Всю весну восемьдесят четвертого года я старался не пропустить ни одного концерта Пугачевой. Даже в начале апреля, поехал вслед за ней в Вильнюс. И, как всегда, - невероятное, странное стечение обстоятельств во времени и пространстве. В это же время в Вильнюсе проходил отборочный матч на первенство мира по шахматам гроссмейстеров Каспарова и смыслова. И надо же так случиться, что из Испании туда прилетел мой сокурсник и близкий друг Альфредо Альварес снимать для испанского телевидения шахматный матч. Невольно начинаешь верить в чудеса.
Концерты проходили в большом спортивном дворце при полных аншлагах и с огромным успехом. С каждым днем я убеждался в необыкновенном даре Аллы Пугачевой увлекать массы людей своим пением, да и в повседневной жизни она производила большое впечатление своими нестандартными суждениями и поступками. Мне довелось присутствовать на ее пресс-конференции с американскими корреспондентами, при ее разговорах с М. Жванецким, Г. Каспаровым, с известным офтальмологом с. Федоровым и даже при телефонном разговоре с М. с. Горбачевым. Поверьте, это было всегда интересно, а порой и весьма неожиданно.
Съемочная группа отличная собралась. С художником ю. кладиенко мы еще в Таджикистане работали. Об операторе Н. олоновском я рассказывал уже. С ним связана одна забавная история. Оказалось, что мама Пугачевой, Зинаида Архиповна, и коля олоновский во время войны защищали Москву от немецких бомбардировщиков. Только коля делал это в воздухе, а мама Пугачевой служила в частях, защищавших небо с помощью аэросттов. Ветеранам было что вспомнить и о чем поговорить. И при первом же недоразумении на съемках (а они неизбежны) Алла громко и грозно провозгласила: "дядю колю не трогать! В нашем фильме Пугачева собиралась спеть пятнадцать песен. Как водится в таких случаях, съемка происходила под фонограмму. Запись музыки провел известный звукооператор в. бабушкин, а другой, в. ключников, специально должен был караулить на съемках любые неожиданные импровизации Пугачевой. В том, что они будут, мы были уверены.
В июне восемьдесят четвертого начались съемки. Концерты проходили в "Олимпийском", снимали двумя камерами. Главные, фронтальные планы снимал олоновский, все точки из-за кулис снимал я (это я хвастаюсь. Все самые эффектные кадры на контровом свете мне достались. Заполненный публикой огромный зал, масса людей, спешащих на концерт, толпа поклонниц у дома певицы - все это обеспечивало нас большой бесплатной массовкой.
Дирекция картины была довольна. Любое появление пугачевой на улице вызывало восторг и ажиотаж прохожих. Нам оставалось лишь вовремя включать камеру. Впрочем, выключать тоже приходилось часто. Однажды, когда мы снимали проезды певицы на старом автомобиле, у детского мира на лубянской площади стихийно образовалась такая толпа, что едва не перевернула раритетный автомобиль вместе с героиней и водителем. Такое или что-нибудь подобное случалось во время всех дней съемок на натуре.
Одновременно мы придумывали будущий фильм (самый интересный для меня период работы. Каждая из пятнадцати песен становилась эпизодом картины, решение которого рождалось в жарких спорах, порой приходилось преодолевать серьезные разногласия и противоречия. При этом надо помнить, что тогда еще в нашей стране не существовало понятия "Клип" ("Clip Connection) в буквальном переводе - соединение нарезки. Да и за рубежом этот гибрид кинематографа и музыки возник лишь на рубеже семидесятых - восьмидесятых годов. Думаю, мы одними из первых применили принцип "Клипового" монтажа в музыкальном кино. Я попытаюсь позже подробней рассказать о принципах монтажа картины и, конечно, о замечательном режиссере монтажа, моем большом и давнем друге Татьяне егорычевой.
Каждая песня в фильме требовала, исходя из содержания, своего кинематографического решения. Эпизоды - песни должны были быть непохожими друг на друга, иначе картина могла превратиться в банальный фильм - концерт. Поэтому в фильме сочетаются хроникальные, репортажные эпизоды с постановочными, снятыми в павильонах с применением сложных комбинированных съемок. Интерьеры реальных квартир соседствуют с откровенным китчем (сцена дискотеки, песня "Кошки".
До конца сентября продолжались съемки в Москве - и в павильонах студии, и на натуре, и в концертных залах. Мы старались, чтобы каждый эпизод - песня снимался в максимально разных условиях. Например, часть песни - в концертном зале, другая - в павильоне, на крупном плане, а третья - на натуре. Это делалось для того, чтобы потом была возможность усложнить монтаж (напомню, понятия "Клип" еще не существовало.
Двадцать седьмого сентября мы в Ереван отправились. Приезд Аллы Пугачевой вызвал в городе неслыханный ажиотаж. Билеты на концерт мгновенно раскупили. Когда в гостинице узнали, что я режиссер картины, в которой будет сниматься сама Пугачева, с меня отказались брать деньги в ресторане. Пришлось расплачиваться билетами на концерт.
На стадионе быстро соорудили сцену с пандусными спусками, чтобы наша героиня могла сбегать по ним на футбольное поле. Надо сказать, что все время концерта (а это часа два), Пугачева носилась по стадиону, не останавливаясь и не отдыхая. При этом еще пела, танцевала, успевала поговорить с публикой и покататься на открытом автомобиле зил - 110 по беговым дорожкам стадиона. На этом зиле местные генералы принимали военные парады, но отказать Пугачевой никто не мог. Как только женщина могла выдержать такую нагрузку? После концерта она просто падала от усталости.
Концерт снимали одновременно четырьмя камерами. Для этого приехали еще два оператора - Ю. Авдеев и а. Семин. Две камеры установили на самых верхних точках стадиона, одну даже на осветительной вышке. Публика в полном ажиотаже была. Темпераментные армяне с ума от восторга сходили. Крики, танцы на трибунах, гром аплодисментов, юная девушка кричала в слезах: "Алла, возьми меня с собой. " Мне больше никогда в жизни не увидеть такого грандиозного зрелища, как тогда, в конце сентября восемьдесят четвертого года в Ереване. Впрочем, до того дня я тоже ничего подобного не видел.
После концерта на опустевшем стадионе мы финальную сцену фильма сняли. Грустная песня "Когда я Уйду", печальная героиня, пустые трибуны стадиона - все это создавало, как нам казалось, нужное настроение для финала.
Двенадцатого декабря мы с Аллой Борисовной в Финляндию прилетели. Встречавшие нас финны очень волновались, спешили, суетились, все время смотрели на часы, ругали "Аэрофлот" за опоздание, куда-то звонили и торопили, торопили нас. Мы, ничего еще не понимая, тоже стали куда-то торопиться. На всякий случай. Потом нас мчали в автомобиле по вечерним улицам, наконец, привезли в порт, прямо к трапам огромного морского лайнера, и, также торопясь, усадили на борт. В ту же минуту пароход отплыл. Оказывается, рождественский концерт должен состояться на борту лайнера, а мы задерживали его отправление. Пугачева немедленно проворчала: "начинаются капиталистические понты! Концерт на пароходе финское телевидение снимало. Удивительно, из всего, что происходило в ту ночь, я запомнил лишь толпу поклонников нашей героини и саму Пугачеву, оставляющую автографы на фотографиях, паспортах, майках, банкнотах и даже руках, лбах и других частях тел своих финских поклонников.
Утром, выйдя на палубу, я очень удивился, услышав русскую речь и увидев советских пограничников и таможенников. За ночь мы приплыли опять в Ссср, в город Таллин.
На обратном пути мы снимали Пугачеву на палубе под песню "Окраина". Неожиданно над нами завис вертолет, громадный пароход замедлил ход, и вертолет медленно опустился на палубу. Из кабины выпорхнула изящная барышня в красивой шубке. Это была шведская певица королла хегквист. (Имя я списал с пластинки, которую получил от нее в подарок. ) Алла Борисовна отреагировала привычно: "опять капиталистические понты! Следующим вечером в ночном клубе Алле вручали "Золотой Диск". Церемония была довольно скромной, особенно, если сравнивать с нынешними презентациями. Но, может, воспоминания испорчены тем, что тогда же мы получили неприятное известие из Москвы: шведы нам не выдали въездные визы, а Пугачевой - выдали.
В январе восемьдесят пятого года мы снимали в скромной квартире матери Пугачевой. Песня "Иван Иваныч называлась". В качестве массовки снимались реальные ветераны, приятели и знакомые хозяйки квартиры. Эта песня очень редактуре студии понравилась. Так она была патриотична и неожиданна для репертуара певицы. Выслушав хвалебные речи редакторов, райзман только скептически произнес: "ну, ну. " Ему явно не понравилось. Когда мы остались одни, я услышал от него много критических замечаний и даже обидных слов. Мне не хочется их повторять, хотя у меня есть в записи все до единого слова, и они мне дороги, как все, что связано с именем Ю. я. райзмана.
В начале февраля съемки закончились. Начался сложный и интересный период - монтаж фильма.
Дело осложнялось еще и тем, что в фильме, протяженностью в восемьдесят пять минут, около тридцати минут было снято методом репортажной съемки, а это совсем другое кино. Соединение постановочного и документального материалов в музыкальном фильме требовало особого вкуса и особенной тщательности монтажера Татьяны егорычевой. Должен сказать, что большинством профессионалов ее работа была оценена высоко. Даже теми, кому картина совсем не понравилась, а таких, признаюсь, было немало.
В середине апреля картину сдали дирекции студии. Пожалуй, единственной претензией было то, что бдительным редакторам невозможно было прочитать светящийся лозунг на армянском языке на стадионе "Раздан". А написано там было "слава Кпсс! В июне прошла премьера в доме кино, одновременно в двух залах. Я понимал, что главной приманкой стала Алла Пугачева, но все равно было приятно. Картину приняли отлично. За 1986 год ее просмотрело 25, 7 млн зрителей. Количество писем, которое мы получили от зрителей, измерялось мешками. Обратные адреса - от Сахалина до Ужгорода и от Ашхабада до Мурманска. В основном все ругали Пугачеву, картину и меня последними словами, но были и восторги. 2010, "Киноведческие Записки" N94.
Далее читайте статьи об интерьере для дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma