Особняк арсения Морозова.
Архитектор_за; архроссия; архпамятники.
Особняк в центре Москвы, на улице Воздвиженка (дом номер 16), построенный в 1895-1899 годах архитектором Виктором мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова. Здание, сочетающее элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.
До постройки современного здания на этом месте стоял огромный конный цирк карла Маркуса гинне. В 1892 году деревянная часть здания цирка сгорела; по одной из версий причиной пожара стал поджог. Средств на восстановление здания у импресарио не нашлось, и участок вместе с сохранившимися постройками выставили на продажу. В том же году его приобрела варвара Алексеевна Морозова, владение которой располагалось по соседству (современный номер 14), и вскоре переписала участок на своего сына - Арсения.
В начале 1890-х годов Арсений морозов совместно с Виктором мазыриным, своим другом, совершал путешествие по Испании и Португалии. На миллионера, равно как и на архитектора, неизгладимое впечатление произвёл португальский дворец пена в синтре, построенный в середине XIX века и сочетающий элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино.
По возвращении в Москву Арсений морозов загорелся идеей построить себе дом - замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца пена. На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка начала XIX века вскоре вырос необычный дом. Ещё на стадии строительства он стал объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно, как выражение крайнего эксцентризма. Разговоры вокруг строительства нашли отражение в романе Л. Н. толстого "Воскресение" (опубликован в 1899 году: князь Нехлюдов, проезжая по Волхонке, размышляет о строительстве "глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку", имея в виду затею Морозова. Существует легенда, будто бы мать Арсения, женщина гневливая и острая на язык, посетив в декабре 1899 года только что построенный дом сына, в сердцах сказала:
"Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать! Неомавританский стиль наиболее ярко проявился в оформлении портала парадного входа и двух башен по бокам от него. Подковообразный проём, акцентированный причудливыми витыми колоннами, лепнина в виде ракушек на башнях (декоративное решение, напоминающее стены "Дома с Ракушками" в Саламанке), ажурные карниз и аттик создают неповторимый колорит. В остальных частях особняка иногда проглядывают элементы различных стилей: так, некоторые оконные проёмы фланкированы классицистическими колоннами. Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходит к характерным приёмам архитектуры модерна. Внутренняя отделка помещений также отражала широкий разброс интересов хозяина: парадная столовая, именовавшаяся "Рыцарским Залом", была декорирована во вкусе псевдоготики, главная гостиная, в которой проводились балы, - выдержана в стиле ампир, будуар для супруги хозяина особняка оформили в барочном ключе. Также интерьеры в арабском и китайском стиле имелись. Над особняком был устроен небольшой висячий сад.
После октябрьской революции дом стал штаб-квартирой анархистов, но ненадолго. В мае 1918 года сюда переехала первая рабочая передвижная труппа театра пролеткульта. При театре в доме жили поэты Сергей Есенин и Сергей Клычков. В начале 1920-х годов с ней сотрудничал Сергей эйзенштейн, сделав в стенах морозовского особняка несколько авангардистских спектаклей. Театр занимал здание до 1928 года.
В конце 1920-х годов здание передали наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии; в 1941-1945 годах - службы посольства Великобритании и редакция английской газеты "Британский Союзник"; с 1952 в течение двух лет - посольство Индии. В 1959 году хозяином здания стал "Союз Советских Обществ Дружбы и Культурной Связи с Зарубежными Странами" (ссод); особняк получил название дом дружбы с народами зарубежных стран или, в обиходе, дом дружбы народов. В доме проводились конференции, встречи с иностранными деятелями культуры, кинопоказы.
В 2003 году управление делами президента РФ начало переоснащение, реконструкцию и реставрацию здания. Дом приёмов правительства российской федерации - таково нынешнее официальное название особняка - открылся в январе 2006 года и предназначался для проведения различных официальных мероприятий, связанных с председательством России в течение года в "Большой Восьмёрке".
В ходе работ были восстановлены и отреставрированы уникальные интерьеры. Заказ на проведение интерьерных работ выиграла по тендеру московская фирма "Галерея Идей". В кратчайшие сроки по заказу фирмы зарубежные краснодеревщики изготовили необходимую мебель; многие предметы обстановки специалистам - реставраторам пришлось воссоздавать по образцам либо по стилистическому соответствию.
Ещё читайте информацию об интерьере для дома здесь http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma