Негативное пространство в фотографии.
Пространство - один из основных элементов искусства (наравне с линией, цветом, формой, текстурой и значением цвета. Грамотное использование негативного пространства позволяет добавить фотографии дополнительное измерение. В этой статье мы исследуем тему негативного пространства, узнаем, что оно из себя представляет и как его можно использовать.
Позитивное и негативное пространство.
Лишь в том случае, если существует негативное пространство, значит должно быть и позитивное? Понимание второго позволяет нам осознать, как работает первое. Позитивным пространством обычно называют субъект фотографии: летящего орла, гору, цветок, человека. Это как экстраверт, который лезет на передний план, пытается привлечь внимание и кричит: "посмотрите на меня! Посмотрите на меня! В том случае, если ваш взгляд за что-то цепляется, это - основной элемент кадра.
Негативное пространство - это интроверт, скромно пытающийся скрыться от внимания и смешаться с фоном. Он не требует внимания. Это может быть сугроб, сквозь который пробивается пучок зелени (субъект, он же позитивное пространство), небо, в котором летит орел, монотонная стена за человеком или песок вокруг камня. На снимке в начале статьи негативное пространство - это небо. Оно может оставаться незамеченным, но при этом играть важнейшую поддерживающую роль, изолируя субъект и привлекая к нему внимание, задавая настроение и предоставляя место для маневров.
"Негативное" не значит пустое. Никак нет! Небо, в котором летает орел, может быть облачным. Стена может быть цветной или иметь текстуру. Боке объектива при f/2. 8 может создать нежное, мягкое и цветастое негативное пространство на фоне фотографии цветка крупным планом или макроснимка стрекозы.
Нельзя сказать, что позитивное пространство лучше негативного, оно просто другое. Трудно создать привлекательный снимок, имея только что-то одно, но, когда они вместе, создается потрясающий эффект. Не имея гармоничного сочетания позитивного и негативного пространства, в конце концов вы получите либо загроможденную и непонятную, либо пустую и одинокую фотографию.
Негативное пространство везде.
Графические дизайнеры постоянно используют негативное пространство, чтобы ненавязчиво подчеркнуть свою задумку. Хорошим примером служит логотип Fedex. Фиолетовые и желтые буквы - позитивное пространство, яркие и цветастые. Они будто выпрыгивают с экрана или бумаги. Их легко заметить в любых условиях. Этот логотип на передний план лезет. Белый фон же выступает негативным пространством. Он помогает буквам быть заметнее. Но посмотрите внимательнее! Участок между буквами Е и х имеет форму стрелки, символизируя чувство движения и скорости. Негативное пространство заставляет буквы логотипа выделяться и задает энергичное, прогрессивное настроение.
Скульптура - это позитивное пространство, окруженное негативным. Последнее придает ей форму и объем. Мебель и аксессуары в комнате также выступают позитивным пространством на фоне негативного пространства стен и пола. Только в том случае, если интерьер продуман, они хорошо сочетаются, создавая ощущение гармонии. Как только вы начнете смотреть внимательнее, то заметите, что позитивное и негативное пространство окружает нас куда ни глянь!
Как же эффективно использовать всё это в фотографии?
Четыре способа применить негативное пространство.
1. изолировать субъект и привлечь к нему внимание.
Самый распространенный способ использования негативного пространства - привлечение внимания к субъекту. Таким образом, если орел запечатлен на фоне ясного неба, взгляд автоматически приковывается к нему. Белая стена за идущим человеком позволяет сфокусироваться на нем. При съемке портретов обычно делают так, чтобы фон изолировал субъект. Мелкая глубина резкости делает цветок на переднем плане живее.
В каждом случае негативное пространство внимание на субъекте фокусирует. Оно заставляет предмет словно выскакивать из кадра, оставаясь при этом незамеченным.
Негативное пространство обеспечивает свободу воображения. На что смотрит этот человек? Куда он идет? Охотится ли этот парящий Орел? Что собирается делать этот бегущий волк? Что находится за тем цветком?
2. задать эмоцию или настроение.
Зачастую негативное пространство создает ощущение спокойствия, порядка и тишины, убирая все отвлекающие элементы. Однако, используя яркие цвета, можно вызвать чувства энергии и жизнерадостности.
В психологии есть целая отрасль, изучающая реакцию человека на определенные цвета. Теплые оттенки - красные, оранжевые, желтые - вызывают чувства теплоты, восхищения, опасности, романтичности, страсти и злобы. Холодные же - синий, зеленый, фиолетовый - заставляют нас испытывать прохладу, спокойствие и грусть.
Таким образом, пешеход, идущий вдоль оранжевой стены, передает ощущение энергии не только за счет своей позы, но также благодаря цвету фона. Оранжевый зачастую ассоциируется с энергией, восхищением, энтузиазмом, возбуждением и теплотой.
Субъект, вокруг которого слишком много негативного пространства, будет выглядеть одиноким и изолированным, но, когда пространства слишком мало, это может вызвать ощущение клаустрофобии.
3. простота и минимализм.
Создание негативного пространства за счет выбора ракурса, диафрагмы, глубины резкости и использования освещения может помочь упростить композицию. Представьте, что вы стоите посреди поля с пышными дикими цветами. Это сплошная каша, состоящая из контрастирующих цветов. Как получить хороший снимок в таких условиях?
Внимание! Только в том случае, если поместить в кадре один цветок, создать мелкую глубину резкости и затенить фон, беспорядочный пейзаж сузится до одного конкретного субъекта.
Продуктовая фотография, при работе с которой предмет располагается на белом фоне - еще один пример минималистичного подхода, где использование негативного пространства упрощает композицию и привлекает внимание к вещи.
4. пространство для текста.
Только в том случае, если вы планируете продавать снимки на фотостоках, знайте, что наличие негативного пространства играет особенно важную роль для покупателей. Именно в нем они помещают свой рекламный текст, названия журналов и заголовки статей. Словам нужно свободное место. Так же, как отступы в тексте повышают читабельность, делая текст менее густым и более дружелюбным, пространство вокруг текстового блока на фотографии позволяет ему выглядеть свободным и привлекательным.
Три предостережения.
Вы о трех мушкетерах слышали. Три предостережения - это их менее авантюрные братья.
1. достаточно ли пространства для маневров?
Наши глаза отлично умеют следовать заданному направлению. Таким образом, если субъект куда-то смотрит или двигается, должно быть достаточно места, чтобы зритель мог представить это движение или взгляд.
Подумайте о человеке, едущем на велосипеде справа налево. В том случае, если он расположен в правой части кадра, есть достаточно пространства, а зритель может без труда представить движение велосипедиста. В противном случае получается так, что субъект расположен слишком близко к своей конечной точке в кадре и создается неприятное ощущение сдержанности. В кадре недостаточно места, чтобы можно было представить это движение.
Теперь давайте возьмем портрет в профиль, человек на котором смотрит влево. Нам нужно пространство, чтобы представить, на что направлен его взгляд. Поместите субъект слишком близко к левой грани и появится ощущение, что направление взгляда отсекается.
2. как понять, что негативного пространства слишком много?
Таким образом, если возникает ситуация, когда пространства недостаточно, может произойти и противоположное - его очень много или оно расположено неправильно. Никому не станет лучше, если за велосипедистом или моделью будет куча ненужного пространства. До тех пор, пока вы не пытаетесь придать субъекту маленький, одинокий и неважный вид, нужно ограничивать количество негативного пространства.
Есть жесткое практическое правило, которое гласит, что негативного пространства должно быть больше, чем позитивного. Насколько? Примерно в два раза. При превышении этого порога субъект начинает выглядеть неважным. Однако, придерживаясь правила, вы получите приятный глазу результат.
3. не забываете ли вы о своей цели?
Обращая всё внимание на субъект, легко забыть о фоне и негативном пространстве, которое он содержит. Когда вы сфокусированы на том, чтобы запечатлеть двигающийся предмет, как, например, тот орел, уделяете ли вы внимание фону, чтобы потом не пришлось часами заштамповывать линии электропередач в Photoshop? Выделяется ли пасущийся буйвол на фоне белого снега или смешивается с лесом позади него?
Компонуя снимок, остановитесь и спросите себя: "зачем я использую негативное пространство? " Нужно ли оно, чтобы задать контекст происходящего или вычеркнуть его из кадра? Хотите ли вы изолировать и подчеркнуть субъект или показать его незначительность? Создаете ли вы ощущение движения или окутываете субъект загадочной пеленой?
Вам нужно четко определиться с целями использования негативного пространства, если хотите использовать его в качестве поддерживающего элемента. Помимо оскара, который получает звезда фильма, есть награда для актера второго плана. Фильм не был бы таким без второстепенных ролей и ваши снимки тоже не смогут повлиять на зрителя без поддержки негативного пространства. Какой ваш любимый способ использования негативного пространства? Расскажите в комментариях! фм _Уроки.