Музеи россии. Дворец - музей графов Бобринских тульская область.
Путешествие продолжается, и сегодня нашим взорам будет представлен дворец - музей. Первым владельцем этого "Чудесного Имения Богородицкого" был родоначальник фамилии и сын Григория Орлова и императрицы Екатерины II.
Дворец - музей расположен на территории усадьбы, относящейся к концу 18 в. в состав ансамбля входит дворец, пейзажный парк и въездная башня.
Этот загородный ансамбль был построен на месте бывшей богородицкой крепости, которая была срублена в 1660-х гг. усадьба была построена по проекту в то время только начинающего свой славный творческий путь архитектора и. Е. старова. Заказ был дан самой Екатериной II. Летом 1773 г. в основание Богородицкого дворца был заложен первый камень.
Двухэтажный дом возвышается на высоком цокольном этаже, он украшен легким бельведером и эффектно стоит на холме над упертой. В центре западного фасада - полукруглый выступ, определяющий овальные залы. Восточный фасад украшен портиком из четырех тосканских колонн, которые поддерживают балкон второго этажа.
О первоначальных интерьерах дома трудно судить, они были утрачены еще в начале 19 в. во время пожаров. Единственный чертеж и. Е. старова и разрозненные и скупые высказывания а. Т. Болотова, управляющего имением, не позволяют составить представление о внутреннем убранстве дворца.
К 1875 г. Алексей Павлович Бобринский, внук первого владельца усадьбы, заново отстроил каменный дворец, приурочив к столетию строительства дома возведение южной и северной пристройки, выполнил роскошный ремонт. Соседи отзывались о новом доме, как об "Устроенном на Славу".
Весной 1774 г. неподалеку от дворца была заложена усадебная казанская церковь, также по проекту старова. С осени 1777 г. росписью церкви занимался художник Некрасов и. Т., являвшийся автором известного семейного портрета Баженова, который состоял несколько лет в кремлевской команде прославленного архитектора. Этот однокупольный храм, несмотря на небольшие размеры и благодаря идеально подобранным пропорциям выглядит довольно монументально, и в истории архитектуры его рассматривают как подготовку старова к работе над троицким собором в александро - невской лавре Петербурга.
Казанская церковь до 1821 г. являлась соборной. В 1901 г. с Ю. а. Бобринской здесь венчался Г. E. львов, будущий председатель совета министров во временном правительстве. В 1930-х гг. богослужения в храме были прекращены, росписи замазаны, иконы уничтожены. До конца 1960-х гг. церковное здание в качестве склада использовалось. Внимание! Только в 1990 г. здесь возобновились богослужения.
Композиция усадебного ансамбля также включает многоярусную башню - колокольню, выполненную в стиле петровского барокко, которая построена по проекту неизвестного архитектора в первой половине 18 в. башня завершает перспективу главной березовой аллеи, протянувшейся почти на 500 м, которую старов выбрал подъездным путем к ансамблю. Башня одновременно является парадным въездом во двор и звонницей казанской церкви. Во второй половине 18 в. в башне находилась волостная канцелярия, несколько позднее Болотов туда перенес свою огромную библиотеку. Долгое время здесь хранился архив Бобринских, который бесследно исчез после революции.
В 1929 г. башню уничтожили. В 1971-1976 гг. по сохранившимся фотографиям на старом фундаменте было восстановлено здание звонницы. Здесь планируется расположить историческую экспозицию. С 1991 г. звонница снова стала действующей.
В середине 1780-х гг. классическое творение старова было окружено романтическим пейзажным парком. Работал над ним талантливый россиянин Болотов а. Т., который снискал себе славу отменного ландшафтного архитектора. Андреем Тимофеевичем по оригинальному проекту был создан доселе небывалый в российской провинции парк. Здесь, как театральные декорации, сменяли друг друга каскады прудов, затейливый грот, каверзные шутихи, нагромождения камней, "Смеющаяся" и "меланхолическая" сцены.
Посаженные в середине 19 в. в центре парка лиственничные и липовые аллеи и сейчас являются его лучшими уголками. Но многие творения болотова погибли в послереволюционное время. Работы по восстановлению парка были начаты только с начала 1970-х гг. в 1989 г. на территории парка был поставлен памятник его создателю (скульптор а. и. чернопятов.