Краеведческий вторник. "Народные Промыслы Нижегородского Края".
Нижегородский край издавна своими промыслами славится.
Городецкая роспись по дереву традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке узоле в окрестностях города Городца нижегородской области.
Городец был основан в 1152 году князем Юрием долгоруким. Был построен как крепость для охраны русских земель от набегов волжской булгарии.
Состоит из детинца (резиденция князя) и Посада. Все окружено валом высотой 15 метров.
До прихода Юрия Долгорукова здесь был маленький монастырь, где жили монахи - переселенцы. Внизу величаво несла свои воды волга. Князь заложил здесь город и дал ему имя Городец - радилов, что означает Городец на волге, в древности волга называлась Ра, отсюда и название.
Важным событием в истории Городца было основание Юрием долгоруким в 1154 г. Федоровского монастыря.
В 17 веке Городец становится центром судостроения.
В 1722 году городецкие верфи посетил Петр 1. работавшие на них плотники понравились ему своим мастерством, и он вызвал их на постройку военных кораблей в преображенское.
Городецкая роспись - это фантастические цветы, птицы, кони, украшающие детскую мебель и игрушки, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.
Яркая, лаконичная Городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц.
В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два - три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. В случае если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.
До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, деревом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.