Как, где и почему наши предки делали вышивку?
Вышивка. - Вчера и сегодня - что это? Вчера - вид женской магии, ограждавший и сотворявший миры. Сегодня - вид занимательного досуга, которым владеют далеко не все. Для того, чтобы понять есть ли будущее у этого вида рукоделия, надо сперва заглянуть в его прошлое и попробовать погрузиться в тот таинственный и магический мир вышивки, каким он был еще каких-нибудь 300-400 лет назад.
Загадка простоты.
У каждого из нас, а в особенности перед праздниками, бывает настроение, и даже не настроение, а скорее ощущение, что не хватает чего-то яркого, праздничного. Чуда хочется … сказки хочется, как в детстве, когда волшебство было совсем рядом, казалось, что в двух шагах.
Почему мы, такие серьезные и взрослые, успешные и занятые, даже приходя домой, не ощущаем радости, а порой даже не можем расслабиться в наших хорошо защищенных, укомплектованных по последнему слову техники квартирах? Почему старый, полуразвалившийся домик на деревне у дедушки кажется уютней, и спиться там лучше, и уезжаешь оттуда, как покидая сказку - отдохнувшим и наполненным светом?
Я думаю, что очарование деревни не только в свежем воздухе и милой романтике - в наполненности и осмысленности каждой мелочи, каждого предмета, каждой детали дома - убери что-то - и кажется, что чего-то важного не хватает, что что-то потерял. А убери что-либо из средней современной квартиры - не заметишь. Почему так?
Ответ прост - не было в деревенском доме ничего лишнего не из бедности, а из осознанности - любая бабушка вам скажет: "а зачем это (вещь), чё безделицу - то какую припер? Без - дел - (л) ица - без дела лицо (душа) ( а наши предки любую вещь считали живой и имеющей душу.
Любая вещь ( "Предмет Интерьера" как говорят сейчас) имеет душу, а поэтому создавалась не просто по мере необходимости нашими предками, а как помощник в семье. Не просто создавалась, а творилась, как творился мир.
Да, да, создать что-либо, даже такую незатейливую вещь, как ложка, было делом очень ответственным - не менее ответственным, чем творение мира богами. И относились к процессу создания не менее серьезно.
Прежде чем создавать что-либо, даже прежде чем помыслить это, необходимо было очистить тело, ум и душу.
Как? Очень просто - сходить в баню, если собирались творить что-либо большое, или вымыть лицо и руки. Лицо потому, что это лик от бога данный, так как глазами твоим весь твой род и боги на мир и творение смотреть будут, а грязь не только тебе, но и им очи застит. Руки - то, чем творить будешь, мир и любовь зачинать - "с Грязным Руцьом - Только Воровать" пословица.
Не только ты творить вещь будешь, но и боги через тебя, и род весь твой в помощь тебе встанет. Вот откуда слова перед началом дела говоримые - "Бог в Помощь"; "род свят да и делу начат"; "с богом" и т. д. это очищение тела.
Очищение ума, разума состоит в том, чтобы не садиться творить с дурными помыслами, в злости, раздражении, обиде, в суете (суетные мысли - о бытовом, о хозяйственных мелочах - без этого можно обойтись сейчас) - иначе это и "Заложишь" в изделие.
Очищение души состоит в том, что творили только тому, кого любишь. Даже пришлому человеку ( "на Заказ") творили, если после разговора с ним чувствовали в нем родственную душу, испытывали симпатию, когда были готовы подарить ему часть себя - свою любовь, часть своей души.
Получается, что, выполняя простые действия внешне (моя руки, покряхтывая, потирая руки, напуская на себя серьезный вид), деревенский дока творил в себе целый мир, готовясь к началу творения. И делал он это не по привычке, а потому, что понимал, что без этого не возможно призвание души, создание "Живой" вещи, выполняющей не только свое прямое назначение, но и являющейся оберегом, хранителем лада в семье, помощником.
Таким образом, достигая состояния осознанности каждого момента, мастер должен был сохранить это состояние на протяжении всего процесса.
Любой, кто творил осознанно был подобен самому творцу вселенной сварогу и его супруге ладе - матушке, которая любовью оживляет мир.
Очень важную роль в оживлении предметов являлось украшение их орнаментом - резьбой, чеканкой, вышивкой. Дело в том, что любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или обережным значением. Каждый член семьи имел свои личные вещи, были предметы общего пользования - и на всех них были обережные и заклинательные знаки - у каждого что-то свое.
Давайте вернемся в прошлое и заглянем в обычный крестьянский дом. Что мы там увидим?
Скромная обстановка - ничего лишнего, но поражает пестрота цветов - всюду вышивка: кружевные занавески, расшитые с любовью покрывала, завесы на постелях, колыбели, простыни, наволочки, дорожки, скатерти, множество вышитых полотенец украшают каждый угол - в особенности красный угол избы, висят на крючках для одежды, на ручках дверей, покрывают хлеб; вышитые занавеси, разделяющие избу на маленькие комнаты и многое другое - кажется, что нет такой вещи в избе, где не было бы вышивки.
А одежда - от платка или кики и полушубка - до рубахи и сапожек - все украшено замысловатыми и простыми узорами. Все сияет красотой. И любой из этих предметов, даже если есть вещь подобного назначения, играет свою особенную роль.
Как различить две, вроде бы одинаковые, вещи? Очень просто - по вышивке. Никогда вы не найдете в доме две дорожки или две занавески или рубашки и т. д. с одинаковыми вышивками - везде разные, потому что вещи принадлежат разным людям или же при внешнем сходстве имеют разное назначение. Все не просто красиво - красно!
Кстати, красота на Руси воспринималась в человеке не просто как внешняя пригожесть, а еще и умение работать и волховать. Поэтому и называлась вещая жена - "красота ненаглядная!
Ещё читайте статьи о красивых интерьерах домов http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/krasivye-interery-domov