Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

История дизайна: цикл лекций историка искусства и дизайна Артема дежурко "Вещь" (2013).

21.09.2019 в 02:29

1. "Дизайн во Вхутемасе".
2. "Баухауз".
3. "Ульмская Школа Дизайна".
4. "Вниитэ".

Лекции посвящены школам дизайна первой половины 20 века.

1. "Дизайн во Вхутемасе".

В первые годы советской власти, в московской художественной школе вхутемас, был создан факультет обработки дерева и металла (в просторечье дерметфак. Факультетом руководил Александр родченко, который собрал под своим крылом многих авангардных художников: на дерметфаке в разные годы преподавали Владимир татлин, эль Лисицкий и художники из группы "Конструктивистов".
Конструктивизм в искусстве - не то же самое, что архитектурный конструктивизм. Это художественное направление, один из многих "-измов" начала XX века, который изобрели Александр родченко, братья стенберги и их единомышленники. Главная идея конструктивистов - создавать не образы, а реальные конструкции. Следуя этому принципу, конструктивисты проектировали тиражные функциональные вещи - мебель, плакаты; а кроме того, стали учить этому своих студентов во вхутемасе.
Это было художественно - промышленное производство, переосмысленное и основанное на новых, авангардных, принципах. Дерметфак вхутемаса стал одной из первых в мире школ промышленного дизайна.

2. "Баухауз".

Баухауз - это старая веймарская академия художеств, переименованная в 1919 году, когда её возглавил новый директор - архитектор - модернист Вальтер гропиус. Вокруг гропиуса объединились многие авангардные художники из Германии; к которым, вследствие традиционно сильных культурных связей между Германией и Россией, позже присоединились Василий кандинский и эль Лисицкий. Баухауз - школа авангардного дизайна, похожая на вхутемас в Москве, но более успешная. Некоторые дизайнеры, выпускники баухауза, устроились по специальности. Некоторые экспериментальные предметы, созданные в мастерских школы, взяли в производство немецкие фабрики. Таким образом, были заложены основы национальной школы дизайна, о которых помнили и к которым апеллировали немецкие дизайнеры новой, послевоенной эпохи.

3. "Ульмская Школа Дизайна".

Все современные системы преподавания дизайна восходят к программам, которые разработали в ульмской школе, основанной в 1953 году. Вхутемас и баухауз - в большей степени наследники старой системы художественно - промышленных училищ. В Ульме дизайнеров учили понимать экономику производства, технологию, маркетинг. Особая мастерская под руководством Ганса гугелота, созданная при школе, выполняла заказы крупных фирм. В частности, вся линейка продукции Braun конца 50-х годов создана в этой мастерской. Ульмская школа, при всём несходстве с баухаузом, старалась установить связь с прерванной традицией, разыскивая и принимая в штат людей, связанных с авангардной школой 20-х годов. Её первым ректором был Макс Билл, выпускник баухауза. Вильгельм вагенфельд, другой выпускник баухауза, работал в мастерской гугелота.

4. "Вниитэ".

В конце 50-х годов в Ссср возникла собственная школа промышленного дизайна. Она была создана "Сверху", как система государственных учреждений, и "задом наперёд": сначала обеспечили дизайнеров рабочими местами, и только потом создали в вузах профильные кафедры, которые выпускали дипломированных дизайнеров. Центром этой системы был вниитэ, институт технической эстетики. Он издавал журналы, проводил выставки дизайна, готовил "Остепенённых" специалистов для вузов и представлял советский дизайн за границей, входя в Icsid - международное содружество государственных "дизайнерских" организаций. Послевоенный европейский дизайн мифологизировал своё авангардное прошлое, преувеличивал его значение. В Ссср, насколько можно установить, этого не было. Советский дизайн не вспоминал о своём прошлом. Дело, вероятно, в том, что советский дизайн был учреждён в 50-е годы из-за острого чувства отставания от Запада. Советские вещи 50-х годов, по сравнению с американскими и европейскими, выглядели старомодными, некрасивыми. Поэтому люди, которые пришли в систему дизайна, включая её создателя, Юрия Соловьёва, были стихийными западниками: модно одевались, слушали джаз, стремились окружить себя труднодоступными западными вещами. Суровый Пафос советского авангарда был им совершенно чужд.
Артем дежурко - историк искусства и дизайна, архитектурный журналист. Преподаватель школы дизайна ниу ВШЭ. Работал в журналах "Интерьер + Дизайн", ARX, Domus, Interni, AD. Автор статей статей большой российской энциклопедии об архитектуре.