Готический кафедральный собор святого спасителя в Овьедо (исп.
Catedral de Oviedo находится в центре города на улице калье де Санта Анна неподалеку от здания ратуши Овьедо. После переноса столицы своего королевства в Овьедо король Альфонсо II целомудренный приказал построить на месте старинной церкви святого спасителя двойной кафедральный собор. Он состоял из церкви святого спасителя (исп. San Salvador и церкви святой Марии (исп. Santa Mar? a, которая простояла до Xviii века
. Таким образом, если первый просторный храм был предназначен для торжественной литургии, то второй - для ежедневной и похоронной литургии.
Церковь святого спасителя была освящена 13 октября 821 года. Ее строительство приписывают архитектору тиоду (исп. Tioda. Она имела три нефа, длина ее составляла около 40 метров, ширина - 20 метров, а высота превышала 25 метров. Она была построена и декорирована живописью по подобию церкви святого Юлиана де лос прадос (исп. Iglesia de San Juli? n de los Prados. К югу от церкви святого Сальвадора находился ряд построек, от которых до наших дней сохранились лишь фрагменты (среди них и остатки епископского дворца. От епископского комплекса помимо святых палат (исп. C? Mara Santa и старой башни (исп. Torre Vieja осталось ещё несколько епископских зданий, которые сейчас являются частью входной лестницы в святые палаты. Эти здания были исследованы во время раскопок 1998 года, и археолог кесарь Гарсия де касто вальдес датировал их дороманским периодом. На сегодняшний день через эти отреставрированные постройки можно попасть в святые палаты (эти палаты, примыкающие к башне архангела Михаила (исп. la Torre de San Miguel), раньше были частью дворца фруэла (исп. Palacio de Fruela, а также в церковный музей, расположенный на верхнем этаже клуатра.
Новый готический собор начали строить в конце Xiii века с зала капитула и клуатра. Его строительство шло в течение 3 веков вплоть до середины XVI века, когда была декорирована старая башня и построен нынешний фасад храма. Строительство собственно готического храма началось лишь в 1382 году. Первым архитектором нового собора стал Хуан де бадахос; также над ним работали Хуан де кандамо де лас таблас и Педро буньерес. В XVI веке был завершен портик собора и башня. Позже, в Xvii веке, в соборе был построен деамбулаторий, а также многочисленные капеллы в боковых нефах. Так как собор был построен на основе дороманского храма спасителя, некоторые из его элементов сохранились до наших дней. Среди них дороманские святые палаты с романскими сводами и апостолатом, декор старой башни в стиле ренессанс и барочный деамбулаторий, капелла целомудренного короля и некоторые другие капеллы.
Невысокий портик собора имеет три арки и три портала, которые ведут к каждому из трех нефов. Центральный парадный вход в собор украшен рельефом преображения господня. Под ним находится барельеф, изображающий фруэла I и Альфонсо II целомудренного. Еще немного ниже располагаются медальоны с изображением младенца - Христа и младенца - святого Иоанна. Дверь центрального нефа украшена изображениями святого спасителя и святой эулалии меридской, покровителей кафедрального собора и астурийского княжества.
Храм, построенный в форме латинского креста, имеет три нефа (центральный, самый широкий из них, достигает 10 метров в ширину, 67 метров в длину и 20 метров в высоту. В пространствах между контрфорсами находятся капеллы. Храм имеет трёхуровневую структуру: аркады, разделяющие нефы; трифорий (образованный парными нишами, украшенными извилистым геометрическим орнаментом и балюстрадой) и верхний ряд застекленных окон. Различные участки здания покрыты сложными крестовыми сводами. В правом нефе собора перед главной капеллой находится скульптура святого спасителя Xiii века. Считается, что она стояла еще в прошлой романской базилике и была главной целью паломников.
Новый клуатр собора был построен вместо старинного романского клуатра XII века. Он строился в несколько этапов, начиная с 1300 года и заканчивая 1441 годом. В 18 веке архитектор Рива ладрон де гевара пристроил к клуатру еще один этаж и верхнюю балконаду. Клуатр имеет прямоугольную форму, и его размеры составляют 27x32 метров. Клуатр образован двумя аркадами из четырех арок, и двумя - из трех. Из-за длительности его строительства в архитектуре клуатра можно проследить влияние различных стилей: классическая готика (северная стена и два участка западной стены, смежные с залом капитула, 1300-1350 годы), маньеристская готика (южная и восточная стены, 1450-1400 годы), изящная готика (западная стена, 1412-1441 годы), барокко (второй этаж, образованный 14 окнами с балконом, который выходит на центральный внутренний двор, Xvii век) и романский стиль (скульптуры у входа в зал капитула.
Из западной галереи клуатра можно попасть в зал капитула, самую старинную часть собора. Он имеет квадратную форму и построен практически без окон. Зал восьмигранным куполом украшен. Переход от четырехгранного объема к восьмиграннику осуществляется через четыре тромпа. В зале капитула захоронены альваро Фернандес и архидиакон Мигель Фернандес. Также именно здесь находятся остатки сидений хора, созданного между 1491 и 1497 годами различными зарубежными мастерами, среди которых готический скульптор алехо баия. Также здесь находится ретабло XV века под названием плач Иеремии (исп. Las Lamentaciones o del Llanto Sobre el Cristo.
Главная капелла находится в апсиде собора и имеет многоугольную форму. Она закрыта двумя уровнями витражей, из которых увидеть можно лишь верхний (так как нижний перекрыт главным ретабло собора. Среди украшений интерьера капеллы стоит выделить гробницу с молящейся скульптурой Хуана Ариаса де вилья, епископа Овьедо между 1487 и 1498 годами. Сейчас она стоит пустая, так как останки епископа были перевезены в кафедральный собор Сеговии. Главный ретабло собора строился с 1511 по 1531 года и представляет собой изображение 24 сцен из жизни Христа. В капелле целомудренного короля (Бернардо де асес и Луис арсе, 1705 год), которая имеет отдельный внешний вход через сад слева от собора, находится королевский пантеон, построенный в Xviii веке. Решетка, которая прикрывает вход в него, датируется 1713 годом. В центре пантеона находится саркофаг, покрытый романской мраморной плитой V века. В барочных погребальных урнах пантеона захоронены некоторые представители астурийско - леонской знати.