Фламандская живопись: раннее возрождение в Нидерландах.
23.05.2017 в 20:32
В XV веке Нидерланды стали самым ярким после Италии очагом европейского искусства, которое здесь приобрело более демократический характер. В этот период ученые - гуманисты обращаются к античности, переводятся произведения греческих и римских авторов, возникает ученая поэзия на латинском языке и латинская школьная драма.
Крупнейшим ученым - гуманистом начала XVI века был Эразм роттердамский (1466-1536), прославившийся переводами греческой трагедии, работами на латинском языке как научного, так и художественного плана, например, сатирой "Похвала Глупости". Осмеянию и критике подвергаются пороки современного общества, представленные как различные виды человеческой глупости.
Для нидерландского искусства XV - XVI веков характерно новое, реалистическое видение мира, утверждение художественной ценности действительности, выражение органической связи человека и окружающей среды. Это проявилось в живописи и графике, в бытовом жанре, в портрете, интерьере, пейзаже.
Архитектура и скульптура вплоть до XVI века развивались в рамках готического стиля. Перелом в живописи в связи с возникновением станковой картины произошел.
Губерт и Ян ван Эйки - основоположники реализма в Нидерландах. О Губерте мало сведений, Ян ван Эйк (около 1390-1441) - смелый новатор, художник философского понимания жизни, обратившийся к изучению натуры. Новое, жизнерадостное восприятие жизни проявилось в гентском алтаре, исполненном для капеллы вейда (1426-1432, Гент, церковь св. Бавона. В работах "Мадонна Канцлера Ролена" (около 1434 г. ), "мадонна каноника ван дер Пале" (1436 г. ) идет формирование портретного жанра, особенности которого воплощаются в портретах кардинала альбергати (около 1431 г. ), четы арнольфини (1434 г. ) и других.
Новая концепция мира и человека нашла отражение в творчестве рогира ван дер вейдена (около 1400-1464), Гуго ван дер Гуса (1440-1482. Стремление к социальной сатире, облеченной в аллегорическую, религиозную или мрачную фантастическую форму, воплотилось в творчестве иеронимуса Босха (около 1450-1516), который бичевал пороки безвольного, погрязшего в грехах человечества ( "Корабль Глупцов" и другие.
Последний этап эволюции нидерландского раннего возрождения, его трагический гуманизм определил питер Брейгель старший (около 1525/30-1569), прозванный мужицким ( "Падение Икара". Народные праздники изображены в картинах "Битва Масленицы и по - ста"(1559), "игры детей" (1560), жизнь крестьян и природа - в живописном цикле "месяцы" ("охотники на снегу" и других), в работе "крестьянский танец". Глубокий социально - философский смысл имеет картина "Слепые" (1568 г. ) - евангельская притча использована для олицетворения слепоты недальновидного человечества, не знающего своей судьбы.