Фабрика - кухня выборгского района.
1929-1930, А. к. барутчев, и. а. гильтер, и. а. меерзон, я. о. рубанчик.
Большой сампсониевский проспект, 45.
На рубеже 1920-х и 1930-х гг. в основных индустриальных районах Ленинграда открылись четыре крупных предприятия общественного питания - фабрики - кухни. Все они проектировались одной группой архитекторов, предложивших в каждом случае индивидуальное решение
. Эти предприятия снабжали готовыми обедами и полуфабрикатами трудовые коллективы заводов и фабрик и, кроме того, помогали освободить трудящихся женщин от домашних забот. На фабриках - кухнях работали столовые и магазины.
Здание на выборгской стороне, как и другие сооружения аналогичного типа, разделено по функциональным группам, связанным замкнутым технологическим циклом. Организации производственного процесса соответствует размещение корпусов вокруг двора. Употребление железобетонных конструкций позволило сформировать большие внутренние пространства, раскрыть интерьеры в городскую среду крупными плоскостями стекла, устроить плоские крыши, довершающие четкую геометричность объемов.
В динамичной ассиметричной композиции ударным звеном является наиболее обозримая, воспринимаемая издали угловая часть. Вертикальный блок, врезанный в горизонтальные корпуса, раскрыт гигантским тройным витражом парадной лестницы. Над ним выдвинут сегментовидный балкон - весомая скульптурная деталь на фоне стеклянной поверхности. Но самый острый динамичный штрих вносит крупный консольный козырек, нависающий над уступом - террасой. Он из основного объема как его органический отросток вырывается.
На основном фасаде со стороны проспекта господствует горизонталь ленточного окна, которое тянется над проездом и витринами нижнего этажа и затем перегибается через угол здания. Этот мощный лейтмотив композиции нарвского универмага созвучен. Широкий и высокий проезд с парными круглыми столбами превращает лежащий сверху объем ленточного окна в висячую галерею, или мост - переход. Это еще один выразительный прием конструктивизма. В глубине проезда (ныне наполовину заложенного), по его оси, помещен узкий малый объем, выдвинутый во двор полукруглым выступом, который, видимо, был изначально остеклен. Здесь строители дали свою трактовку элемента, который был введен в обиход ленинградского конструктивизма Г. а. Симоновым.
С боковой (южной) стороны здания находились обеденные залы. Двухэтажный корпус, решенный более нейтрально, зажат между двумя вертикальными параллелепипедами, но сквозь один из них прорастает вбок одноэтажный закругленный объем. Южная часть здания поднята на широкую террасу, которая оканчивается с краю плавной дугой.
В основных помещениях обнажен железобетонный костяк, конструкции четко проступают в рельефе потолков, а в полукруглом зале открытые балки расходятся веером от несущего столба. Просторная, воздушная парадная лестница с двумя круглыми столбами эффектно раскрывается витражом на сампсониевский собор - замечательный памятник стиля барокко. Живописный силуэт храма в конструктивистском обрамлении звучит диалогом эпох.
Ныне фабрика - кухня занята разными магазинами и учреждениями.
Б. М. Кириков, М. с. Штиглиц. Архитектура ленинградского авангарда.