Дворец бельведер в Петергофе.
Венчая композицию лугового парка, на двадцатиметровом бабигонском холме возвышается величественное здание бельведера (итал. - Прекрасный вид. С верхней галереи бельведера открываются бескрайние перспективы окрестностей и далей финского залива; видны подернутые легкой дымкой Кронштадт и Петербург. Местность, на которой построен дворец, известна еще с XV века под названием Поповой горы, что в шведских писцовых книгах и на картах было обозначено как Pappingondo (т. е. поповский приход
. После освобождения этих земель, как гласит легенда, появилось второе название - бабий гон - из переделанного шведского. Еще в первой четверти Xviii века на бабигоне разбили "Огород" и построили небольшие "светлицы" и погреба. В 50-60-х годах Xviii века на бабигоне существовал сад. В 1844 году здесь был деревянный приказной дом. На его месте решили построить дворец бельведер по проекту а. штакеншнейдера, утвержденному в 1852 году. Дворец был поставлен на массивном основании из монолитных гранитных блоков розового питерлакского гранита. Главный вход - двухмаршевая гранитная лестница - был украшен величественным портиком с 4- мя фигурами кариатид, вырубленными по моделям а. теребенева из серого с синеватым отливом сердобольского гранита. Эти кариатиды напоминают фигуры древнегреческого храма эрехтейона на акрополе в Афинах. Второй этаж бельведера был решен наподобие античного храма и со всех сторон декорирован 28 полированными серебристо-серыми гранитными колоннами с ионическими капителями белого каррарского мрамора. Лучшим интерьером бельведера был мраморный зал первого этажа - большой зал. По сторонам его находились кабинет императрицы, камер-юнкерская, кабинет императора и лакейская. На втором этаже размещались зал и комната. Наибольшей художественной ценностью в отделке большого зала являлись десять каннелированных колонн каррарского мрамора, а также лепка, роспись. Потолок оживляли глубокие прямоугольные кессоны (углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода. Пол был выстлан полированными мраморными плитками. По проекту а. штакеншнейдера бельведер был богато оформлен монументальной скульптурой: шесть мраморных, выполненных с античных оригиналов, статуй стояло на лестнице главного входа. По сторонам павильона на монолитных гранитных постаментах были установлены две гальванопластические группы Петра Карловича Клодта (1805-1867) "Укротители Коней". Мебель для бельведера была также выполнена по единому проекту "в Греческом Стиле" и отвечала архитектурному стилю дворца. По склону холма по проекту а. штакеншнейдера садовым мастером П. эрлером был разбит сад, спускавшийся к подножию холма. Сад с двух сторон деревьями и кустарниками наподобие кулис обрамлялся. Во время войны (1941-1945) павильон был поврежден, скульптуры похищены, планировка сада уничтожена. После войны во дворце был дом отдыха. Фото: Евгений колесник (Nekolesnik) текст: Peterhof. ru.