"Дом - Ларец" на мойке архитектора шретера.
Адрес: наб. Реки мойки, 114.
Жил в Петербурге талантливый русский архитектор немецкого происхождения Виктор Александрович шретер (1839-1901. Закончил он императорскую академию художеств в России, затем берлинскую, много путешествовал, изучая архитектуру Германии, Бельгии, Франции, Швеции, Италии и Австрии, а затем, вдохновленный лучшими образцами европейского зодчества, воплощал свои идеи в архитектурных проектах.
Именно он является автором оперного театра в Киеве, театров в нижнем Новгороде, Иркутске и тбилиси, прекрасного одесского вокзала. В одном только Санкт-петербурге воплощено более 50 его проектов. Среди них, например, перестройка и реконструкция здания и фасада мариинского театра, пострадавшего во время пожара 1880-х гг. в благодарность за эту работу в. а. шретер был удостоен необычного подарка - выполненной из серебра "Модели" театра, которую спустя полвека, во время блокады, его дочь Мария передала для переплавки на нужды осажденного города.
Был в. а. шретер и своего рода новатором: он первым в России предложил отказаться от штукатурки и облицовывать фасады обожженным в сильном огне кирпичом и естественным камнем, явив России тем самым новый стиль, предвосхитивший модерн, который так и назвали - "Кирпичным Стилем".
К своим пятидесяти годам шретер был уже очень известным архитектором, а также главой большого семейства, включавшего жену и восьмерых детей, трое из которых впоследствии также станут архитекторами. Тогда-то он и задумал построить для своей "Фамилии" дом на берегу поэтической мойки. К слову, взялся он за застройку довольно большого участка на углу набережной и ул. Писарева (чуть позже по соседству, справа и слева от особняка, им будут возведены еще два дома - "Доходных"), но начал мастер с "семейного гнезда". Проект его был разработан в 1890-м году, а строительство завершилось уже в 1891-м.
В итоге на набережной мойки появился совершенно очаровательный особняк с асимметричной композицией, островерхой крышей и разными по размерам и формам окнами, воплотивший столь милые сердцу шретера романтические черты старой Европы. А быть может, он просто-напросто хотел создать сказочный замок для любимой семьи?
В облик своего дома шретер щедро внес элементы готической архитектуры и неоренессанса - угловой эркер, воспринимаемый нами как "Башенка", который завершался высокой кровлей и ажурной ковкой, украшающие силуэт здания остроконечные щипцы и мансарды. "Готичность" фасада подчеркивал и высокий остроугольный фронтон, визуально вытягивающий здание вверх.
И, безусловно, шретер как приверженец кирпичного стиля практически напрочь отказался от штукатурки - ей обработаны лишь незначительные детали декора. Фасад же облицован терракотовой керамической плиткой и высококачественным облицовочным кирпичом.
После революционных событий 1917 года особняк превратился в многоквартирный дом, по петроградской традиции - с наличием коммунальных квартир. Понятное дело, что целевое назначение и наполнение интерьеров существенно изменилось, но прекрасная мраморная лестница никуда не делась, разве что пришла во временное запустенье. Долгое время, говорят, продолжали существовать и камины. Многоквартирным дом перестал быть в начале 2000-х гг., когда был приобретен в частную собственность.
Адрес: наб. Реки мойки, дом номер 114 / ул. Писарева, дом номер 2.