Де стейль (неопластицизм).
Художественное направление "Де Стейл" (нидерл. De Stijl", "стиль", которое также именуется неопластицизмом, просуществовало лишь 14 лет.
Движение появилось благодаря сотрудничеству трех единомышленников: художников пита мондриана и Тео ван дусбурга, а также столяра - краснодеревщика и архитектора Геррита ритфелда.
В 1917 г. ритфелд создал знаменитый красно-синий стул. Этот простой предмет обстановки стал одним из программных произведений для созданного группой стиля неопластицизм.
Конструкция стула дала ритфелду возможность продемонстрировать открытую архитектоническую организацию нового движения, подчеркнуто свободную от влияния Райта. Она еще утверждала идею "Тотального Произведения Искусства", но уже была освобождена от биологических аналогий традиций ар - нуво.
Первый манифест группы "Стейль" призывал к новому равновесию между индивидуальным и всеобщим и к освобождению искусства как от рамок традиции, так и от культа индивидуальности. Вдохновленные в равной мере философской мыслью Спинозы и голландским кальвинизмом, они искали культуру, которая бы преодолела трагедию индивидуализма, основываясь на непреложных законах.
Универсальное и утопическое стремление было сформулировано в афоризме: "цель природы - человек, цель человека - стиль! Преследовали идеи эстетики неопластицизма шунмакерса, который писал в "Новом Образе Мира": "тремя главными цветами являются желтый, синий и красный. Они - единственные существующие цвета. Желтый - это движение луча (вертикаль. Синий - контрастный цвет по отношению к желтому (горизонтальный небесный свод. Красный - соединение желтого и синего". Также он ограниченность неопластицизма прямоугольными элементами обосновывает.
Силы, влившиеся в движение в 1922 г., отразили его международную ориентацию: из новых членов голландцем был лишь ван эстерен, архитектор, художник и график - конструктор эль лисицкии был русским, а кинорежиссер Ханс Рихтер - немцем. К кругу "Де Стейл" принадлежат художники Барт ван дер лек, архитекторы якобс Йоханнес ауд, Ян вилс и Роберт ван т хофф, скульптор Жорж вантонгерло и поэт Антони кок. Позднее к ним примкнули Джино северини, Жан арп, Геррит ритвельд, эль Лисицкий, Фридрих фордемберге - гильдеварт, казар домела ньювенгейс и Константин бранкузи.
Очень важное значение для второй фазы движения, продолжавшейся до 1925 г., имела встреча ван дусбурга с Лисицким. За два года до этой встречи, сотрудничая с казимиром Малевичем и витебской школой супрематизма, Лисицкий разработал собственную форму элементаристской выразительности. Хотя русский и голландский элементаризм имел совершенно разные корни (в первом случае - супрематизм, во втором - неопластицизм), знакомство с Лисицким повлияло на все дальнейшее творчество ван дусбурга. Именно ван дусбург предложил Лисицкому стать членом "Стиля".
В 1923 г. ван дусбург и ван эстерен продемонстрировали ярко выраженный архитектурный неопластицизм на выставке своих работ, проходив шей в парижской галерее Леонса Розенберга под названием "Современные Усилия". Выставка прошла с успехом и впоследствии еще раз демонстрировалась в Париже, а затем в Нанси.
С 1917 по 1931 год группа выпускала журнал "Де Стейл" (De Stijl), в котором последовательно публиковала свою эстетическую программу. Её главной чертой была установка на радикальное обновление искусства до самых его основ путём изменения человека изнутри и его жизненных условий снаружи. Художник не должен замыкаться в своём творчестве и работать изолированно в своём ателье, но как технический специалист конкретно атаковать современные ему общественные и экономические условия жизни с целью их обновления. Художественное произведение прежде всего должно иметь рационально - утилитаристский акцент и быть разработано трезво, ясно и энергично, в "Инженерной Чистоте и Конкретности" своего предназначения и хозяйственной функции. При этом догматически провозглашаемыми основными элементами живописи являлись: прямой угол и три цвета, красный, жёлтый и синий, к которым в качестве дополнительных или фоновых могли быть добавлены чёрный и белый.
Последняя фаза деятельности "Стиля", относящаяся к 1925-1931 гг., характеризовалась драматическим разладом между мондрианом и ван дусбургом, возникшим из-за того, что последний в серии "контркомпозиций", завершенных в 1924 г., ввел в свою живопись диагонали. К этому времени былое единство взглядов было разрушено как из-за непрерывной полемической деятельности ван дусбурга, так и из-за его произвольного изменения неопластического канона.
После 1925 г. ритфелд почти не поддерживал связей с ван дусбургом. Однако его творчество развивалось в том же направлении - от элементаризма дома Шредер и первых созданных им предметов мебели к более "Вещественным" решениям, основанным на использовании технических достижений.
В 1926-1928 годы ван дусбург работает совместно с Гансом арпом и Софией тобер - арп над перестройкой и оформлением ночного ресторана "Обетт" в Страсбурге. Это кафе является последним сколько-нибудь значительным произведением неопластицизма.
В дальнейшем те художники, которые еще были близки к "Стилю" (в том числе ван Дус - Бург и ритфелд) все в большей степени стали поддаваться влиянию "новой вещественности. Собственный дом ван дусбурга, построенный в медоне около 1929 г., едва ли соответствует любому из 16 пунктов его манифеста 1924 г. это просто утилитарная студия из блоков с железобетонным каркасом, поверхностно напоминающая "Жилище Ремесленника", которое уже было создано Ле корбюзье в начале 1920-х гг.
К 1930 г. идеал неопластицизма - воссоединение искусства и жизни и слияние всех искусств - был оставлен и возвращен к своим истокам в абстрактной живописи, к "Конкретному Искусству" в позициях ван дусбурга.
Год спустя, в возрасте 48 лет, ван дусбург скончался в санатории в Давосе, в Швейцарии, а вместе с ним угасла и движущая сила неопластицизма. Из зачинателей "Стейля" лишь мондриан остался верен принципам движения - прямоугольность и основные цвета были составной частью его зрелых работ. Этим он продолжал отстаивать гармонию неосуществимой утопии.
Окончательно группа распалась в 1931 году. Возможно, ее размеры не были столь значительны и сравнимы с кубистами, однако, именно объединение "Де Стейль" сыграло одну из важных ролей в формировании интернационального стиля, оказало влияние на модернизм. Album_Genres Album_Abstract Album_Design.