Царство камня. Малахитовый зал.
30.06.2024 в 11:54
В пасхальную ночь 26 марта 1839 года в зимнем дворце проходила торжественная церемония освящения царской резиденции, восстановленной после пожара 1837 года. По окончании заутрени и литургии члены императорской семьи и приглашённые гости прошествовали по парадным залам возрождённого дворца, восхищаясь увиденным.
Завершающим актом этого грандиозного праздника стало разговение после великого поста. Для членов императорской семьи и ближайшего окружения столы были накрыты в новой парадной гостиной императрицы Александры Фёдоровны - малахитовом зале. Среди гостей был и архитектор Александр Брюллов, автор этого уникального интерьера, восхитившего всех присутствующих роскошью отделки. На фоне белого искусственного мрамора стен эффектно выделяются малахитовые колонны, пилястры и камины. Камень изумительной красоты, воспетый Павлом Бажовым в сборнике уральских сказов "Малахитовая Шкатулка", главенствует в убранстве зала.
Еще до пожара на месте малахитового зала находилось помещение, оформленное в 1830-м году архитектором Огюстом монферраном как парадная гостиная в апартаментах супруги Николая I. в отделке зала была использована серо - фиолетовая яшма, что дало ему название яшмовая гостиная.
Александр Брюллов, восстанавливая гостиную императрицы, сохраняет общее композиционное решение зала, но меняет его декоративный облик, используя малахит.
И обильную позолоту. На беломраморных пьедесталах у продольных стен возвышаются восемь стройных малахитовых колонн, поставленных попарно. Все золото зала - массивные золочёные рамы зеркал, бронза пышных коринфских капителей и баз колонн и пилястр, орнамент потолка из папье-маше, тяжёлые с резным декором двери - служит обрамлением малахитового убранства.
Открытие в 1830-х годах богатейшего месторождения малахита на уральских рудниках Демидовых позволило применять этот камень в архитектурном оформлении парадных помещении.
На убранство малахитового зала ушло более двух тонн прекрасного уральского камня, отличающегося прихотливой структурой и переменчивой окраской. Лучшие сорта малахита использовали для создания зелёного "Покрывала", окутывающего колонны и пилястры, камины и вазы. "Камень, а на Глаз как Шёлк, Хоть Рукой Погладить", - писал Павел Бажов о малахите. Разнообразный рисунок камня - то напоминающий светлые ленты, бегущие вверх по темному фону колонн и пилястр, то похожий на "Глазки", как на срезанном стволе дерева, а иногда имитирующий крылья бабочек - рукотворный, набранный умелыми мастерами из небольших тонких пластинок камня.
Природное строение малахита с большим количеством пустот и вкраплении не позволяет делать крупные вещи из монолита. Камнерезы использовали приём набора, получившего название "Русская Мозаика". Пластинки малахита толщиной от 2 до 4 мм наклеивали мастикой на поверхность изделия, выполненного из простого материала (основа колонн и пилястр малахитового зала изготовлена из известняка), подбирая их по цвету и создавая разнообразные рисунки. Затем малахитовая "Одежда" выравнивалась специальными "тёрками", шлифовалась и полировалась. Весь мозаичный набор в малахитовом зале был исполнен камнерезами петергофской гранильной фабрики.
Широкий простенок между двумя центральными окнами зала занимает ваза под золочёной резной сенью. Мозаичный набор здесь построен на сочетании различных оттенков зелёного цвета и получил название "Мятый Бархат". Ваза была сделана еще до пожара 1837 года.
И находилась на этом же месте в яшмовой гостиной. Спасённая от огня, она вернулась уже в малахитовый зал. Массивное зеркало позади вазы роспись на противоположной стене отражает. Парящие в воздухе крылатые женские фигуры олицетворяют день, ночь и поэзию. Центральная фигура - аллегория поэзии - ассоциировалась с образом хозяйки гостиной, которую современники называли музой поэзии. По желанию Николая I воссоздать гостиную супруги "в Прежнем Виде" заказ исполнил 74-летнии художник Антонио виги, расписывавший еще яшмовую гостиную.
И если архитектура - это застывшая музыка, то малахит в ней исполняет основную мелодию. Золото в отделке зала чуть смягчает холодность камня и наполняет его теплотой, цветовыми рефлексами, напоминающими весеннюю зелень. Малиновый цвет драпировок, в свою очередь, усиливает холодно - синеватый блеск малахита. Этой чарующей мелодией камня можно наслаждаться бесконечно. Не случайно академик Александр ферсман писал: ". Надо в малахитовом зале зимнего дворца научиться ценить этот яркий вычурный камень, надо увидеть все эти достижения русской техники и искусства, чтобы понять, что можно сделать из русского камня".
Автор - Елена Кузьмина, методист научно - просветительного отдела государственного эрмитажа.