Царица ваз. Пока у детей каникулы, решили выбраться в эрмитаж.
Но поехали не просто так, а с конкретной целью. Еще летом лева, когда читал "Занимательную Минералогию" ферсмана, периодически подбегал ко мне с вопросами: "где находится янтарная комната? А агатовая? А яшмовая? Хочу все посмотреть". Я решила, что осмотр таких комнат нужно начинать с малахитового зала, который находится в зимнем дворце. Кроме того, в эрмитаже огромное собрание ваз из малахита, лазурита, яшмы, порфира и других камней
. И главный шедевр этого собрания - большая колыванская ваза, она же царица ваз.
Начали осмотр с малахитового зала. Это была гостиная императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, первоначально созданная как яшмовая. После пожара 1837 года она была восстановлена, но вместо яшмы уже использовался малахит. Прекрасные колонны, пилястры и камины выполнены в технике русской мозаики. Из прежнего интерьера гостиной из пожара была спасена малахитовая ваза, которая заняла свое место между окон, выходящих на Неву.
Собрание ваз эрмитажа конечно шикарное. Здесь представлены работы всех трех существовавших в России фабрик по обработке камня: петергофской, екатеринбургской и колыванской. Пока шли до зала большой вазы, дети с интересом рассматривали все, что попадалось на пути, причем не только вазы. Очень понравились часы - павлин и петровский зал.
Большая колыванская ваза - уникальный шедевр камнерезного искусства. Это самая большая каменная ваза в мире. Ее вес составляет 19 тонн, высота 2, 5 метра, большой диаметр 5 метров, малый - 3 метра. Ваза из зеленой ленточной ревневской яшмы выполнена.
Работы по созданию вазы не один десяток лет заняли. Первичная обработка глыбы началась в 1828 году на месте ее добычи и продолжалась 2 года. После этого в 1830 году глыбу переместили в Колывань на шлифовальную фабрику, которая находилась примерно в 30 км. Глыбу на дровнях перемещали вручную более 500 человек.
Работа над вазой на колыванской фабрике продолжалась до 1843 года. После того, как ваза была готова, встал вопрос о ее перемещении в Петербург. От Колывани до Барнаула вазу тащил целый поезд из особых саней, в которые впрягалось в зависимости от рельефа от 120 до 160 лошадей одновременно. Из Барнаула поезд благополучно добрался до Урала, а оттуда ваза уже путешествовала водным путем на плотах по рекам Чусовой, Каме, волге, шексне и далее до Невы. По волге ее буквально тащили бурлаки.
В эрмитаже специально для этой вазы был построен зал, названный зал большой вазы. По легенде, чтобы занести огромную вазу в отведенный ей зал, пришлось разобрать часть стены, которую потом собрали заново. Окончательно большая колыванская ваза была установлена на свое место , внимание, только в 1849 году.
Масштаб впечатляет действительно. И не только самой вазы, но и того труда, который был вложен в ее создание.