5 примечательных мест недалеко от метро "Лиговский Проспект".
1. особняк сан - галли.
Компактный, очень нарядный особняк на лиговском проспекте своим эффектным фасадом невольно останавливает взгляд. Таким образом, если всмотреться в здание внимательнее, то можно заметить, что множество разнообразных украшений из чугуна делают этот особняк таким неповторимым. Затейливые чугунные решётки частого рисунка, множество изящных фонарей разнообразных форм, флагштоки выдают его принадлежность
. Этот изящный дом, построенный в стиле итальянского дворца, принадлежал чугунно - литейному магнату Францу Карловичу сан - галли.
Таким образом, если полюбопытствовать и зайти за ограду особняка в ныне благоустроенный сангальский сад (искажённое имя владельца является официальным названием сада, которое можно увидеть на карте города), то оттуда откроется неожиданный вид на крышу дома, увенчанную гранёной башенкой. Говорят, что с этой башни заводчик Франц сан - галли наблюдал за территорией своего предприятия, располагавшейся по соседству.
Завод сан - галли славился далеко за пределами Петербурга невероятным разнообразием изделий из чугуна. Балконные решётки и гимнастические гири, печи и унитазы, уличные фонари и операционные столы - вот далеко не полный перечень наименований продукции, выпускаемой на заводе промышленника.
Особую известность Франц сан - галли заслужил как изобретатель отопительного радиатора, без которого нам невозможно представить свой быт сегодня. Впервые подобные радиаторы появились в России в 1860 году.
В уединённом уголке сангальского парка долгое время сохранялось небольшое полуразрушенное строение - развалины домика, который франк Карлович приказал выстроить для своей жены на тот случай, если его молодая супруга после его смерти не захочет жить одна в таком большом особняке - дворце. Небольшой домик был выстроен среди парка у завода.
Семейство у Франца Карловича сан - галли было многочисленным. Как заботливый отец и муж, владелец особняка вникал в каждую мелочь проекта и последующего строительства, желая, чтобы жилище для его семейства было комфортным и уютным. Франц сан - галли любил повторять: "Ты сам Должен Знать и Располагать, как Хочешь Жить, а Архитектор Даст Совет и Выработает Детали Постройки". Всё до последней мелочи в деталях интерьера особняка было выполнено по проекту архитектора карла рахау, что и позволило придать особняку удивительную целостность и завершённость. Особой изюминкой интерьера стали витражи, созданные по совету к. рахау в Германии, в Мюнхене, но под руководством русского художника в. сверчкова. Витражи объединяет общая тема - "Сказки Братьев Гримм". Но каждый из них - иллюстрация к самостоятельной сказке. Персонажи "Кота в Сапогах", "белоснежки", "спящей красавицы" стали обитателями этого особняка, что ещё больше усиливало волшебное впечатление от изящного особняка.
В 2007 году в связи с приспособлением особняка сан - галли под представительские цели были отреставрированы и сказочные витражи. Реставратор Е. Иванов вернул былую красочность и живость пяти витражам в, сверчкова. Три витража украшают итальянский особняк - дворец и сегодня.
- лиговский пр. д. 62.
2. механический завод Курта зигеля.
В XIX веке владельцы заводов нередко селились рядом со своими предприятиями. В 1877 году саксонский промышленник Курт зигель основал в Петербурге механический завод, а рядом с ним возвел свою резиденцию. Строительство обоих зданий зигель петербургскому архитектору и. с. китнеру поручил.
Зодчий оправдал доверие заказчика, построив со стороны нынешней улицы Достоевского трехэтажные цеховые корпуса в "Кирпичном Стиле", а со стороны современной улицы Марата - двухэтажный особняк, напоминающий о памятниках французского ренессанса. Облик дома зигеля подчеркивал богатство хозяина здания. Фасад красно - белого особняка был украшен многочисленными декоративными деталями: шатровой башенкой, лепниной, изображением инструментов, монограммы владельца и растительного орнамента.
С тщательностью и мастерством были проработаны и производственные здания. С 1902 года у входа со стороны улицы Достоевского появились два бронзовых медведя обхватывающие ствол дуба. Медведи служили символом процветания и приглашали гостей войти в здание.
После революции на базе фабрики зигеля был организован завод "Гидравлика". Там выпускали оборудования для тепло и водо - снабжения. После 1936 года помещения занял ленинградский завод электрических часов. Фасадными и промышленными часами этого предприятия были оформлены высотки Москвы и Варшавы, кремлевский дворец съездов и станции метрополитена. С 1974 года этот завод назывался "Хронтон".
Сегодня в помещениях особняка зигеля банковский офис находится.
- ул. Марата, д. 63.
3. казачий крестовоздвиженский собор.
Не секрет, что Петербург развивался из нескольких центров. Одним из таких мест было поселение ямщиков на берегу реки лиговой (черной. Ямщики были особой кастой и в течение почти ста лет их район в окрестностях нынешнего лиговского проспекта процветал.
Одно было плохо. У ямщиков не было храма. В 1718 году по прошению Василия Федотова, Петра Кусова со товарищами в их слободе была построена небольшая деревянная церковь рождества Иоанна предтечи. В 1723 году рядом с храмом была воздвигнута колокольня. Любопытно, что колокола для храма были выделены с пушечного двора, куда их привезли для переплавки на пушки.
Церковь рождества Иоанна предтечи сгорела в 1730 году, что заставило власти заняться постройкой нового храма. Чтобы быстрее удовлетворить потребности верующих, на охтинских заводах была куплена старая деревянная церковь. 18 февраля 1731 году храм быстро доставили на место новой установки и освятили. Правда, простоял он тоже недолго. В 1740 году прихожане церкви написали в синод, что храм "Ныне от Сущей Ветхости Кровлею Весьма Течет Насквозь, и Стенами Ветха, и Служение Святых Литургий Совершается Весьма с Немалым Опасением".
Жители ямской слободы просили чтобы им построили каменную церковь и разумеется, такая благочестивая просьба просто не могла не быть удовлетворена. Новый одноэтажный храм построенный в 1748 году был назван "во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, Понеже с Таковым Наименованием Святые Церкви в Санкт-петербурге не Обретается". Архитектор этого здания неизвестен, но за строительными работами наблюдал и. Шумахер.
С 1764 года рядом с крестоводвиженской церквью началась постройка каменного барочного храма "во имя Тихвинския Пресвятыя Богородицы". Имя зодчего строившего данное здание тоже не сохранилось. Главный предел собора тихвинской иконы божей матери был освящен 14 декабря 1768 года. Храм во многом копировал соседнюю крестовоздвиженскую церковь: это был вытянутый прямоугольник с едва намеченным расширением в восточной части. 3 нефа храма были перекрыты крестовыми сводами. Церковь была одноглавая, обработанная пилястрами.
С 1812 года характерной чертой соборного комплекса стала 60-метровая колокольня спроектирована архитектором Постниковым. Она была окружена полуциркулярной колоннадой, а в нишах помещались скульптуры апостолов Петра и Павла. На колокольне помещалось 12 колоколов. Позднее во втором ярусе башни был устроен храм во имя Кирилла и Мефодия. В 1842-1844 годах тихвинская церковь была перестроена и расширена архитектором в. Е. Морганом.
Таким образом на лиговском проспекте возник целый храмовый комплекс состоящий из крестоводвиженской церкви, храма тихвинской божей матери и церкви Кирилла и Мефодия. Но по праздникам они не вмещали всех верующих, и для посетителей собора приходилось возводить временное деревянное помещение на 2000 человек.
Ежегодно в четверг перед троицей (семик) у крестоводвиженского собора проходили народные гуляния. Легенда гласит, что на них из зимнего дворца любила приезжать Екатерина II.
"В семик вся ямская представляла разгульный праздник: почти в каждом из домов, сооружались беседка из березок, где ставились разные угощения, непременно яичница с драченой. Молодые девушки толпами ходили по улицам с песнями и носили разукрашенную листами и лоскутами разных цветов березку; на головах девиц были венки из цветов березок" - так выглядел праздник в описании очевидцев.
С конца XIX века при соборе действовало благотворительное общество, два сиротские приюта и воскресная школа. В 1909 году при храме открылся детский кружок.
В 1932 году тихвинская церковь была закрыта. Атеистический режим в ней школу устроил. В 1938 году крестовоздвиженская церковь была перестроена в фильмохранилище.
Храмы были возвращены верующим , внимание, только в 1991 году. Сегодня крестовоздвиженский собор оплотом петербургского казачества является. В 2002 году перед ним был установлен бронзовый бюст царя - мученика Николая II ( "Николая Кровавого") работы с. Алипова.
- лиговский пр. д. 128.
4. дом на колокольной улице.
Колокольная принадлежит к числу тех недлинных улиц Петербурга, которые порой встречаются в городе, проходятся от начала до конца, и уже через некоторое время нам не вспомнить их названия. Она явно находится в тени известности владимирского собора и улиц, которые соединяет - Марата и владимирского проспекта. Располагавшиеся здесь некогда сиротский дом и многочисленные доходные здания, конечно, не в состоянии создать заметную репутацию. Даже тот исторический факт, что в здании номер 14 в середине XIX века находилась редакция журнала "Современник" и жили ее издатели, Николай Алексеевич Некрасов и Иван Иванович панаев, едва ли способно что-то серьезно изменить в текущей картине.
Несмотря на сказанное, все равно рекомендуем вам обратить внимание на колокольную улицу.
Свою прогулку по ней начните от владимирского проспекта по четной стороне. Перейдя поварской переулок, повернитесь направо. Дом номер 11 на противоположной стороне непременно бросится вам в глаза - и будет трудно сразу оценить все количество мелких деталей, которыми богато его оформление.
- ул. колокольная, д. 11.
5. ДК пищевиков.
Бывший ленинградский рок - клуб на улице Рубинштейна известен многим, но не все знают, что неподалеку расположено еще одно культовое место ленинградского андеграунда.
Сегодня, это роскошный отель эрмитаж по адресу улица правды дом 10, но старые ленинградцы помнят, что некогда в здание по этому адресу располагался ДК пищевиков и первый в Ссср клуб авторской песни "Восток".
В XIX веке участок под номерами 344 и 387 в московской части Петербурга сменил многих владельцев. В разное время здесь жили купец чичев, вдова почетного гражданина Мария лбова, генерал-майор Петр фон брискорн, надворный советник Андрей лагода, чиновник министерства внутренних дел надворный советник Иван Ремизов. Одним из самых известных жильцов дома был литературный критик, публицист, социолог, теоретик народничества Николай михайловский.
Первый каменный дом на этом месте был построен 1879 году архитектором э. Г. юргенсом. В 1890- хх годах здание было перестроено. Парадный двор, курдонер, был отделен от улицы металлическим забором на каменном фундаменте. Вокруг дома был разбит сад. Жилье в нем считалась весьма престижным - стоимость квартир колебалась от 600 до 2400 рублей в год.
С 1896 года новым собственником здания стал генерал-адъютант обер - камергер Николай Васильевич Воейков. При нем в доме была освящена церковь воскресения христова. В собственности Войкова участок оставался до 1910 года. После смерти камергера, его наследники продали здание санкт-петербургскому железнодорожному клубу.
Новый собственник в 1912 году начал перестраивать дом под свои нужды. Работами руководил архитектор городского кредитного общества гражданский инженер а. Г. голубков. В результате его трудов, строение приобрели нынешний, неоклассический облик. Но путейцы недолго роскошными клубными интерьерами наслаждались. В 1914 г. здесь находился лазарет, созданный по инициативе великой княгини Татьяны Николаевны.
После 1917 года бывшие клубные помещения безуспешно пытались приспособить под жилье или под магазин. Наконец, в 1935 году дом реконструирован архитектором в. П. макашевым под дворец культуры профсоюза работников пищевой промышленности Ленинграда. В курдонере 6 ноября 1937 года был установлен бетонный памятник в. и. Ленину работы с. Д. Меркулова. Современники отмечали, что на памятники, Ильич выглядел как минимум вдвое шире чем на прочих памятниках, что вероятно соответствовало духу пищевого ДК.
Уже в октябре 1937 года ДК пищевиков принимал шахматный матч ботвинник - левенфиш. В дальнейшем в помещение клуба преподавал основы фотоискусства известный ленинградский фотохудожник Леонид Богданов. Здесь начинал свою деятельность театр "Суббота" где дебютировали такие известные артисты как Константин хабенский, Семен спивак, Анжелика неволина, Александра Яковлева, Михаил разумовский, Татьяна Абрамова. На самую широкую известность ДК пищевиков приобрел когда в 1968 году в маленьком кафе на первом этаже возник первый в стране клуб авторской песни "Восток".
Там выступали Городницкий, Окуджава, Гребенщиков, Цой, курехин, Дягилева. Именно в помещение клуба "Восток" прошли первые ленинградские гастроли Владимира Высоцкого.
Александр Городницкий рассказывал:
"В Москве действительно ничего подобного тогда не было. "Восток" был единственным на весь советский союз открытым местом, где в самые черные времена, например при Толстикове, можно было петь. Честь и слава Александру Павловичу Ландау, директору ДК пищевиков, который, несмотря на рефлекторный страх перед райкомом партии, мужественно отбивал нападки инструкторов, надевая свои боевые награды. Он и его зам, тоже отважная женщина, нас прикрывали, и в отличие от нас, которым терять было нечего, рисковали всем - работой, репутацией, наконец, партбилетом! Благодаря им и многим другим клуб существовал, в городе знали, куда прийти, чтобы услышать Высоцкого, визбора, Окуджаву, клячкина. В 1989 году в известном своим свободолюбием месте прошел учредительный съезд ленинградского народного фронта, но вскоре настали иные времена. До легендарного ДК дотянулась "Невидимая Рука Рынка". В 1999 году помещение закрылось на ремонт, который никогда не завершился. "Дом Хлеба и Плюшки", "хлеболепешка", "ватрушка" стало приютом для бомжей. Памятник Ленину был тайно демонтирован. В 2005 году здание сгорело.
Несмотря на обещания властей вернуть помещение отечественной культуре, в 2008 году дом по улице правды был продан на торгах. Новый собственник зао "Международная Балтийская Инвестиционная Компания" купил его за 4, 1 миллиона долларов и устроил в помещении гостиницу "эрмитаж". - ул. правды, д. 10 источник: Ipetersburg. ru.