Знаменитый терем - талашкино (смоленская область.
Сергей Васильевич Малютин (1859-1937. Теремок" и ворота - калитка во флёнове (1900-1901. Бревенчатый "Теремок" - главная достопримечательность талашкино. Это образец русского зодчества: с резными наличниками, дверями, карнизами. Сказочный образ дополняют декоративные украшения на фасадах. Здесь хранятся работы тех, кто бывал и творил в имении: керамика, акварели, мебель, балалайки и т. д.
Терем по проекту с. в. Малютина (1901 год.
Имение талашкино в смоленской губернии было приобретено княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой в 1893 году.
В начале ХХ века оно стало одним из центров художественной жизни России. В имении были открыты художественные мастерские, задача которых, по словам Дягилева, заключалась в "Выработке Моделей для Кустарей, с Целью Поднятия Художественного Уровня уже Существующих в Смоленской Губернии Производств, а Также и для Создания Новых Изделий из Местных Материалов".
Пытаясь возродить традиционную народную художественную культуру, княгиня пригласила для работ в талашкине таких выдающихся мастеров как М. а. Врубель, Н. к. Рерих, Александр и Альберт Бенуа, М. в. Нестеров, к. а. Коровин, и. Е. Репин, скульптор П. П. Трубецкой и еще очень многие.
В 1901 году по проекту Сергея Васильевича Малютина в имении был возведен известный своей художественной деревянной резьбой терем, здание театра (1902) и собственный дом архитектора. Сказочный терем своеобразной "Визитной Карточкой" талашкинской усадьбы стал.
В тереме располагались сначала школьные библиотека и учительская, а затем вышивальные и белошвейные мастерские.
Ярко расписанный главный фасад двухэтажного деревянного теремка оформлен по мотивам русских сказок - здесь и традиционная для Малютина жар-птица, лебеди, драконы, совы, завитки трав, солнце, луна и звезды. С такой же неукротимой фантазией был оформлен и интерьер, в котором выделяется балконная дверь с изображением медведя и с рисунками цветов и рыбок.
Под руководством и меценатством княгини Тенишевой в талашкине появлялись новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно - хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодежь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой.
Практическая работа по возрождению народных ремесел началась. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень.
Все это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин "Родник". От покупателей не было отбоя. Заказы и из-за границы приходили. Даже чопорный Лондон изделиями талашкинских умельцев заинтересовался.
Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России.
В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М. а. Врубеля. Узоры для вышивальщиц, например, придумывал в. а. Серов.
М. в. Нестеров, а. Н. Бенуа, к. а. Коровин, Н. к. Рерих, в. Д. Поленов, скульптор П. П. Трубецкой, певец Ф. и. Шаляпин, музыканты, артисты - эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.
Во время войны он был разрушен. После войны его восстановили, и сейчас здесь размещается одна из экспозиций талашкинского музея.