Возникновение и распространение домовой росписи.
Важной предпосылкой широкого распространения росписи в XIX веке стало изменение интерьера крестьянского дома, появление остеклённых окон, гладко оструганных стен помещений, отопления по белому, разделение избы на отдельные комнаты, выделение "Чистых" горниц.
Искусство домовой росписи в основном связано с профессиональной деятельностью крестьянских художников из нескольких крупных центров народной живописи. Сейчас с полной уверенностью можно говорить о двух основных центрах красильного дела - тюменском (кармацком) и вятском. Тюменские мастера, "Кармацкие Красильщики", происходили из селений, расположенных вдоль реки кармак на Востоке свердловской области (бывшая успенская и гилёво - кармацкая волости тюменского уезда тобольской губернии. Отсюда ежегодно на рубеже XIX - XX веков уезжало на заработки от 300 до 500 человек. Мастера ездили по определённым маршрутам - "Путикам", что позволяет выявить авторов многих росписей - и. в. Белова, Ф. Ф. корчагина, в. к. Рябкова, П. и Е. Мальцевых и других.
В европейской части Урала, в Приуралье и Прикамье, работали преимущественно вятские мастера из бывшей кстининской волости вятского уезда - до 130 человек "Уходили в Пермь". Известны произведения и. Павлова, и. в. Машковцева, и. Е. малых.
Мастера росписи - это творческие люди. Они почти не применяли трафарет, их живопись пластична; работая "на Глаз" создавали очень свежую, непосредственную, живую картину.
Сегодня выявлено более 150 домов с росписями высокого художественного достоинства, большинство которых декорировано в 1880 - 1910 годах. Есть основания считать этот период расцветом народного промысла на довольно значительной территории. После резкого упадка промысла, вызванного войной 1914 года, домовая роспись возрождается в конце 1920-х годов. Шли годы, стены стали штукатурить и белить, менялись требования к жилищу. Изменился и сам характер интерьера.
Уральская крестьянская усадьба.
Внешний облик крестьянского дома на Урале был прост и сдержан: изба, амбар с навесом, погреб, колодец с "Журавлём". В глубине ограды стоят сарай, пригоны для скота, конюшня, баня и огород. Снаружи избы кажутся небольшими, но внутри широки и просторны; планировка рациональна, нет ничего лишнего, всё продумано до мелочей.
Большое внимание уделялось внутренней отделке дома, чтобы человека окружали тепло, уют, красота. Каждое место в доме свой сюжет имело.
Стоило приоткрыть дверь в сени, и внимание сразу приковывали двери, стенка чулана, крашенные скамейки, коромысло, валёк. Фон выдержан в тёплых тонах: тёмно - красном, тёмно-оранжевом, красно - жёлтом, розовом. Контраст тёмного фона с ярким живописным орнаментом придавал выразительность, усиливал звучность красок. Чулан, где хранилась одежда и припасы, расписывался ярко. На стене - вазон с пышными цветами и спелыми ягодами - символ достатка.
В избе первый акцент на обратной стороне двери делался. На ней часто изображали древо жизни с птицей на вершине.
Внутри дома вдоль стен идут широкие лавки, на которых могут разместиться до 30 человек. Избу можно условно разделить на три части. От двери - подпалатный угол - прихожая, где раздеваются, оставляют верхнюю одежду, умываются и поят скотину из лохани. Верхний ярус этой части (справа от двери) - печь с голбцом и (слева от двери) - полати, предназначенные для сна и отдыха. Они такие ёмкие, что могут поместить человек 15. Перед печью, за цветастой ситцевой занавесью, место для кухни (середы), здесь хранится домашняя утварь, готовят еду, пекут хлеб.
Красный угол до полатей служит как бы столовой, место приёма гостей. На стенах у красного угла исполнялись наиболее интересные композиции. Их яркие красочные орнаменты с цветами, птицами придавали этой части интерьера праздничность, создавали атмосферу тепла и уюта, напоминали о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы.
Полати окрашивались в спокойные цвета, а в центре размещали большое жёлтое солнце. На брусе полатей - горизонтально вытянутые букеты и ягоды.
Опечье и залавок расписывались очень редко, но окрашивались в коричневые или зелёные тона.
На потолке часто изображали венки.
Важное значение росписи кухонного угла придавалось. В символах цветка изображалась женщина - хозяйка, раскинувшая навстречу гостям руки.
Горницы были тёплые - зимние и холодные - летние. Их называли чистой половиной дома. Здесь жили молодые, устраивались праздники. И роспись другая делалась. Тона красок светлее: бледно-голубой, белый, светло-зелёный, золотой. Входишь в горницу - чудо просветления: на бледно-голубом фоне нарисованы мудрые совы - хранительницы жилья. Цветы в углах напоминают пауков, на входной двери - солнце и петух с курицей - символ супружества. На потолке - солнце - цветок внутри венка. По стенам деревья с огромными кронами.
Обращали на себя внимание и расписные обеденный стол, посудный шкаф и комод, который стоял в простенке на лавке или на полу, как бы отделяя избу от кухни (середы.
Роспись избы дополняли цветные половики, занавески, лоскутные одеяла, домотканая яркая одежда, рушники и живые цветы.
Домовая роспись.
Композиция каждого расписного панно соответствовала характеру декорируемой плоскости: на узких и длинных поверхностях (доски, брусы) помещали гирлянды или небольшие букеты; на потолках и полатях - круги; на простенках - "Сады", так называли растущие из вазонов кусты с цветами, плодами и птицами.
В оформлении каждого помещения сложилось решение росписи, соответствующее его назначению. Роспись в сенях не предназначалась для длительного рассматривания, поэтому здесь преобладал скромный графический рисунок. В пределах интерьера избы роспись способствовала делению его на функциональные зоны и делала акцент на важнейшие части интерьера.
Особое внимание живописца занимала дверь, деревянное обустройство печи с голбцем, полати, перегородка - заборка, красный угол с простенками, потолок. Тут сохранились наиболее древние композиции - солнечные круги и мотивы древа жизни, свидетельствующие об отношении к очагу как источнику жизни. В росписи ставней и дверей преобладают парные изображения птиц и зверей, изображения древа жизни, что связано с функцией оберегов, им приписываемых.
Система росписей сельского жилища Урала и западной Сибири была основана на принятых в крестьянском строительстве и декоративной росписи модулях. Модули жилища (толщина бревна и его производных - доски, матицы, грядки, бруса; простенок, однополотная дверь, голбечная перегородка, стена, потолок) определяли размеры живописных панно. Модульная система прослеживается в соразмерностях мотивов росписи (ягодка, лист, розетка цветка) основывались на естественных мерительных "Инструментах" (толщина пальца равна толщине кисти и радиусу ягодки; ширина руки равна толщине большой кисти и диаметру цветка и т. д..
Круг широк изобразительных мотивов довольно. В него входят: птица - сирин, кони, львы, а также птицы местных и экзотических пород (ворона, петух, тетерев, гусь, сова, филин, фламинго, фазан, павлин, попугай. Мастера писали и сюжеты с изображением сцен сватовства - молодец на санях, всадник, прогуливающиеся парочки. Встречаются изображения солдат, сцены битвы, композиции с железной дорогой, включённые в среду цветочного орнамента. К концу XIX - началу XX века изображение человека становится более распространённым, однако оно не вытесняет древние композиции с древом жизни и солнечным кругом.
Роспись предметов быта.
С древнейших времён на Руси существуют глубокие традиции в росписи предметов быта: мебели орудий домашнего женского труда, утвари и посуды.
В коллекции музея в синячихе особое место занимают преснины - прялки. Появился этот предмет в древнейшие времена, когда человек научился прясть нити. Древние символы, которыми украшали прялки, потеряли свой религиозный смысл, стали просто декоративными элементами. Круглые розетки - цветы означали символ солнца, вихревые розетки - знак грома, цветущее дерево - символ весны и плодородия.
В уральской деревне девочкам 6-7 лет дарили маленькую детскую прялку. Росла мастерица, и у ей дарили прялки большего размера. Для невесты жених сам делал прялку, вкладывая в изделие душу, мастерство и любовь.
Прялка - коренушка выдалбливалась из цельного куска елового дерева (ствола или корня. Точёную прялку стали делать позднее. В каждой деревне были свои мастера по изготовлению прялок, которые украшались резьбой и расписывались в тон избе. Фон в основном был красно - оранжевый, зелёный, синий, редко жёлтый или коричневый. Обычно изображались букеты или ветки деревьев.
Красильщики - художники, стараясь угодить хозяйке, превращали прялку в весёлую, праздничную яркую вещь. В случае если прялка предназначалась для девочки или девушки, то на ней под букетом изображалась одна птичка, а для замужней женщины - две. Особенно интересны росписи детских прялок: цветы, веточка, нахохлившиеся смешные птички.
На Урале широко был распространён бурачный промысел (туеса. В бураках хорошо хранилась пища в доме, в поле, в лесу. Бураки из бересты украшали теснением при помощи металлической чеканки, а позднее расписывали. Композиция была простой и компактной: на ярком фоне цветы, ветки, букеты.
В каждом доме непременно были сундуки без оковки, но по красному фону чёрные полосы изображали железную оковку. Передняя стенка белыми и зелёными цветами расписывалась. Вся домашняя утварь, посуда была красивой и радовала как хозяев, так и гостей.
Ещё читайте информацию об интерьере кухни в доме http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-kuhni-v-dome