Внутрений дворик монастыря и храм святого знамения - сурб - Ншан.
Экскурсию по монастырю нам провел дьякон (мне очень стыдно, но я к сожалению не запомнила его имени), рассказал об истории монастыря, обычаях, о том какая семинария была на его территории, про рукописи священного писания которым монахи отдавали всю жизнь, немного об обычаях армянского народа. В конце спросил слышали ли мы армянские церковные песнопения, естественно никто не слышал и он нам показал их (или спел) - не уверенна как правильно это сказать
. Службы в армянских церквях ведутся на староармянском языке (как у нас на старославянском. Когда он запел по коже побежали мурашки - текст я не понимала, но голос просто шикарный, сильный, бархатный - отраженный сводами храма он просто брал за душу, казалось все присутствующие на это время затаили дыхание, не хотелось чтоб он заканчивался, создавалось впечатление что его пел хор, а не один человек, это было просто что-то нереальное. Когда пение закончилось я еле сдержалась от оваций и думаю не одна я, в миру человек обладающий таким голосом наверно мог бы стать звездой. Как он нам потом объяснил это была молитва отче наш и молитва которую читают раз в году во время пасхи, когда окончен пост (название я конечно не запомнила.
Теперь немного самом храме. Фотографировать там не разрешено, но мы спросили и нам разрешили - если очень хочется, как я могла упустить такую возможность? Поэтому как всегда фото мои, не пришлось искать в интернете чужие (если бы не дали добро я бы сделала так. Пару фото не влезло - они будут в комментариях.
Комплекс строений монастыря включает:
Церковь сурб - Ншан (святого знамения), 1358 год;.
Гавит, XV или XVI в.;.
Кельи (братский корпус), 1694 год;.
Трапезная монастыря, Xviii в. с достроенным в конце XIX в. вторым этажом;.
Два фонтана и лестницы в монастырском саду, Xviii - XIX вв. Монастырская гостиница, 1906 г.
Про фонтаны я писала уже.
Вышеприведенные даты указывают время начала сооружения, перестройки, восстановления после пожаров и землетрясений монастырских зданий.
Церковь сурб - Ншан - центральное здание монастыря, располагается в его восточной части и выступает за монастырскую ограду. Архитектура храма является традиционной для строительного искусства средневековой Армении. Храм увенчан пирамидальным каменным шатром, опирающимся на высокий двенадцатигранный барабан. Сооружение храма датируется 1358 годом по стихотворной надписи, выполненной на верхней части барабана купола церкви. Надпись в переводе с древнеармянского языка гласит: "сей божественный храм славы на земле - рай древа жизни; он подобие горнего неба и обиталище святой троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя святого знамения усердием служителя его Ованеса инока и родных братьев его и по духу сынов …". Основателем храма был указанный в надписи архимандрит Ованес себастаци. В храме сохранились остатки средневековых росписей. Узорчатая резьба по камню содержит традиционные черты армянского творчества: многочисленные кресты, плетенные шнуры, шестиконечные звезды.
Поэт серебряного века Максимилиан Волошин в 16-летнем возрасте посетил монастырь и запечатлел в стихотворении "Сурп - Хач" особую духовную атмосферу, присущую храму сурб - Ншан:
"…Вход во храм. Во храме тихо.
Полумрак. Из окон.
Две струи блестящих света.
В мрак ворвались. Ряд икон.
Почерневших, полустертых.
В глубине пред алтарем.
Помост каменный высокий, книга старая на нем …".
Со стороны главного фасада к зданию храма примыкает прямоугольный в плане гавит (притвор. В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня - колокольня, в неё из гавита ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами. Перед входом в сам храм лежат могильные плиты с полустершимися армянскими надписями, под которыми захоронены настоятели монастыря. Ступая по ним, живущие на земле как бы общаются с почившими праведниками и поминают их. "…Так через века выполняется последняя воля скончавшихся в монастыре праведников - служить надежной опорой для подошвы приходящего к богу человека"права над входом - колокольня (сторожевая башня. Колокол висит на кронштейне, вбитом в стену рядом с окном над входом в гавит.
Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Попасть в келейный дворик можно из внутреннего монастырского двора и из гавита. Здание братского корпуса двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами, каждое с камином, дымоход которого упрятан в стене. Кельи второго этажа имели выход на открытый балкон - галерею на уровне междуэтажного перекрытия, который опирался на деревянные колонки, от них в вымостке двора сохранились каменные базы. Ко входу на балкон - галерею сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход также с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной. Отдельно от братского корпуса расположено одноэтажное каменное здание монастырской гостиницы.
Под лестницей, ведущей на второй этаж трапезной, расположен фонтан для омовения рук и босых ног перед тем как войти в храм или трапезную. Справа от главного входа в гавит, возле калитки, ведущей в малый двор, есть надпись на мраморной плите. В переводе текст ее гласит: "милостью божией монастырь сурб - хач вторично возобновлен великолепно, а также храм и наружные двери с окружающими стенами … во времена епархиального начальника … архиепископа Адама … он был радетелем и виновником перестройки … год спасителя нашего 1751, лета армянской эры 1200"трапезная расположена к Западу от храма, их разделяет внутренний монастырский двор. Под зданием трапезной были устроены подвальные помещения. Собственно трапезную составляли два зала прямоугольной в плане формы. В северном зале помещения устроены камин с полукруглой топочной аркой, окаймленной изящным наличником, с дымовою трубой, упрятанной внутри стены и печь. Из южного зала в подвальные помещения вела лестница, устроенная в северо-западном углу. Второй этаж над трапезной предназначался для гостиничных помещений, он был надстроен в конце XIX века. Северная сторона здания снаружи укреплена мощными контрфорсами. К южной стене примыкает привратницкая, между ней и кельями вход в монастырь с двумя дверными проемами. Над одним из проемов была надпись, датирующая эту часть монастыря 1686 годом.
С севера внутренний дворик между трапезной и храмом стеной замкнут. В нём, справа от входа в келейный дворик, под лестницей, ведущей на второй этаж трапезной, расположен фонтан.
Не получается у меня быть краткой описывая этот монастырь, не смотря на такое обилие текста осталось очень много не сказанного, поэтому рекомендую его к посещению, причем не только верующим и паломникам, а еще и таким любителям истории как я, здесь просто чувствуются отголоски эпохи средних веков.