В Xvii веке кукольные домики были очень популярны среди богатых горожан.
В Англии, Франции и Германии они были предназначены для детей.
Но Голландия возвела домики до высот коллекционирования, а их создание стало искусством.
Голландские кукольные дома создавались.
По примеру коллекционного кабинета, "Шкафаискусств" Kunstschrank, в котором вместо собрания редкостей размещалась миниатюрная модельжилого бюргерского дома.
Они всегда одинаковую структуру имели. Это был шкаф кабинет с дверцами. Внутреннее пространство делилось полками, в свою очередь разбитыми на отдельные секции комнаты.
Комнаты воспроизводили общее построение бюргерского дома, демонстрируя ряд помещений с определенными функциями.
В каждой из комнат был использован типичный вид отделки, и обставлены они были мебелью, характернойдля подсобных помещений или парадных заловв домах зажиточных голландцев конца Xvii века.
Кукольные дома как предмет искусства создавались и в соседних странах, таких как Франция и Германия, а также в Англии.
Но между ними и голландскими кукольными домами имелись существенные различия.
Во-первых, английские, французские и немецкие кукольные дома всегда воспроизводили не только внутреннюю обстановку жилища, но и внешне выглядели как настоящие дома, то голландские дома - это лишь комнаты, находящиеся на полках внутри определенного предмета мебели - кабинета.
Во вторых, основной функцией немецких, французских и английских кукольных домиков былвоспитательный аспект, выражавшийся в игровыхформах.
Для голландцев кукольный домик не.
Был игрушкой, он был диковинкой, драгоценным творением рук многих мастеров, которое заслуживало бережного отношения и любования.
Форма кабинета со стеклянными дверцами, которые.
Позволяли заглянуть вовнутрь, не нарушая лишний раз порядка в миниатюрных комнатках, подчеркивала определенное положение кукольногодомика среди коллекционных предметов.
Для исследователей быта, убранства интерьеров и мебели кукольные домики являются своеобразными архивами истории, поскольку в первозданном виде интерьеров со всеми мельчайшими деталями обстановки и меблировки не со -.
Хранилось.
На данный момент в музеях Нидерландов сохранилось три кукольных домика, относящихся к периоду Xvii века:
Дом петронеллы де ла Курт (1674-1690 годы).
Домпетронеллы оортман (около 1687-1690 года).
Дом петронеллы дунойс (около 1676 года), дом петронеллы де ла Курт (изготовлен 1670-1690 г).
Кукольный кабинет представлял собой один из экспонатов богатой коллекции картин, фарфора, резных раковин и монет, которые находилисьв собрании петронеллы де ла Курт.
По традиции кукольный домик перешел от нее к дочери петронелле оортманс, унаследовавшей страсть матери к коллекционированию.
В этом кукольном домике на трех этажах расположено одиннадцать комнат. Верхние этажи четыре занимают.
Комнаты: две хозяйственного предназначения (бельевая и "Bottelarij" - кладовая для продуктови топлива), спальня и детская.
Во втором этаже, как и во всех кукольных домиках, размещалисьпомещения с самой изысканной отделкой.
"Sael"для приема гостей и, что примечательно, коллекционная комната с развешенными картинами, каминной полкой с китайским фарфором, кабинетом, наполненным искусно выполненным серебром.
Между "Sael" и кунсткамерой - маленькое.
Проходное помещение, в которое превратился "Voorhuis", над которым можно увидеть редкийпример так называемой "подвесной комнаты" -.
"Hangkamer".
Нижний этаж занимает кухня, комната роженицы и, что удивительно, сад с фруктовыми деревьями и цветами, виртуозно выполненным из слоновой кости павильоном и скульптурами.
Обычно сад не включался в обстановку кукольного домика, поскольку предполагалось, что последний показывает только интерьер дома.
Кукольный домик петронеллы оортман был создан в 1686-1705 годах и является наиболее роскошным по отделке и одновременно самым любопытным по своему происхождению.
Домик был создан для петронеллы оортман по заказу её мужа Якоба Брандта, торговца шелком, где-то около 1686 года, после их женитьбы.
Распределение комнат внутри кукольного шкафа петронеллы оортман симметричное, то есть в данном случае в большей степени соблюдались классицистические принципы, внедрявшиеся в архитектуру Голландии в Xvii столетии.
Все три центральных помещения, расположенные одно над другим имеютисключительно хозяйственное или подсобноеназначение. В нижнем этаже находится "Kookkeuken", над ней холл или "Voorhuis", изкоторого стеклянные двери вели в находившийся прежде за ними сад.
На последнем этаже, под самой "Крышей" располагалась "Bottelarij".
По сторонам от этой центральной оси, намеченной хозяйственными комнатами, обустроены как помещения с бытовой функцией, так и парадные комнаты и залы.
На нижнем этаже слева от кухни размещена столовая "Pronkkeuken" с великолепным шкафом, занимающим всю ширину задней стены со стеклянными дверцами, за которыми выставлена коллекция фарфора.
Известно, что этот миниатюрный фарфор был заказан для кукольного домика в Китае и Японии.
Комнаты второго этажа, аналогично домику де ла Курт, отведены под самые изысканные по отделке залы.
Один из них "Sael", украшенный живописнымипанно, предназначался для приема гостей и веселого времяпровождения.
Симметричная "Sael" комната значится как комната роженицы: ее роскошная отделка и наличие колыбели для новорожденного и так называемого "инвалидного кресла" для удобства роженицы свидетельствуюто важности, придававшейся появлению на свет ребенка.
Верхний этаж отводился под бельевую с комнатами прислуги, большим прессом для белья и всеми устройствами для сушки и глажки.
С другой стороны от складского помещения располагается детская с изысканной кроватью под балдахином, детской колыбелью, крошечным стуль -.
Чиком и шкафом, наполненным детским бельем.
Для декорировки помещений кукольного домика петронеллы оортман были не только использованы дорогостоящие материалы, специально заказана маленькая утварь, но к отделке привлекались известные живописцы.
Третьим кукольным домиком, относящимсяк Xvii столетию, является кукольный шкаф петронеллы дунойс (ряйхсмузеум, Амстердам), изготовленный в 1676 году.
Внутри кукольный дом петронеллы дунойс, как и все миниатюрные домики этого периода, был разделен на три этажа с традиционным распределением на них комнат и залов согласно их роли в домашнем хозяйстве.
В домике сделано всего восемь комнат, среди которых отсутствует "Voorhuis", которому надлежало группировать.
Вокруг себя все остальные помещения. Центральное положение на первом этаже занимает кухня, где происходило приготовление пищи.
Однако, в основном все предметы обстановки кухни выполнены из серебра, что автоматически превращает их в игрушки, прихоть богатой голландскойдамы.
В убранстве ее домика в целом присут -.
Ствует "необычайное количество миниатюрныхизделий из серебра, включая более ста предметов, относящихся к 17 столетию.
Открыв дверь в правой стене кухни можно было попасть в комнату, которая в описях Xvii века значилась как столовая. Думается, что по причине отсутствия "Voorhuis", столовая исполняла и роль приемной, где велись деловые переговоры и принимались посыльные.
Второй этаж домика, как это.
Было принято, занимали самые богато обставленные комнаты. В кукольном домике петронеллы дунойс их было всего две: комната роженицы, которой хозяйка домика, по всей видимости.
Обставляла с особой любовью, поскольку былабездетна, а также "Sael" для приема гостей. Третий этаж традиционно отведен под детскую и хозяйственные помещения - бельевую и кладовуюдля хранения торфа. В детской представлена различная мебель, конструировавшаяся голландскими мастерами специально для детей, что имеетбольшое значение для специалистов.
Кукольные домики многосторонне раскрывают обустройство жизни голландской семьи 18 века: они показывают планировку дома, содержат названия комнат, позволяют увидеть разнообразие использовавшихся в отделке помещений материалов, наглядное представление обовсем разнообразии мебели, составлявшей убранство комнат, конструкцию и принцип расстановки мебели. (Информация взята из статьи Ю. б. Павловой "Мир в Миниатюре: Голландские Кукольные Домики Xvii Века").