"Улыбнуться не на что", - когда-то сказал горький об этом особняке как о своем "вынужденном" жилище.
Всё испакощено похабными загогулинами, наглыми кривулями", - вторил ему корней Чуковский.
Писателям пролетариата пришелся не по духу замысловатый дизайн особняка, построенного когда - то для миллионера - фабриканта Степана рябушинского, который после революции был вынужден спешно бежать в Италию.
Особняк на малой никитской - фантастическое творение Федора Шехтеля - не пустовал долго. Сначала сюда заехал наркомат иностранных дел, а в 1931 сюда заселили самого пролетарского писателя - Максима горького.
Горький сразу невзлюбил особняк, разбавил затейливо продуманные интерьеры модерна самыми обычными и топорными шкафами и столами.
Что же до автора особняка - архитектора Федора Шехтеля - ему удалось сотворить здесь настоящий подводный мир - ты попадаешь в какое-то текучее, сюрреалистическое, говорящее на языке аллегорий пространство. Стекающие застывшие "Слизи" мрамора, гигантская то ли медуза - горгона, то ли улитка на главной лестнице, огромные во всю стену окна с неповторяющейся расстекловкой, межкомнатные витражи со скрытым смыслом, уникальная фурнитура - все это по сей день находится в великолепной сохранности.
Таким образом, если долистаете до конца - обнаружите тайную моленную комнату с абсолютно нехарактерными для обычных православных церквей росписями. Степан рябушинский, заказчик особняка, был старообрядцем, и росписи характерны для тайных старообрядческих молелен, которые были запрещены, и потому, как правило, были упрятаны в укромных уголках дома.
Ну а по одержимому выражению моего лица видно, как долго я мечтала об этом особняке.