Старинные кирпичи. Кирпичные клейма - это своего рода заводские марки, обладающие историко-культурным значением.
Особенно велика их роль для краеведения, ведь кирпичное производство вплотную связано с капитальным строительством, которое в свою очередь характеризует уровень жизни населения, социально-экономического состояния населённых мест и отдельных регионов. Кирпичные клейма - это и отдельный вид исторической информации, они сохранили имена владельцев предприятий, представителей промышленной элиты страны
. На многих клеймах обозначены места нахождения предприятий, что не может не заинтересовать их современных жителей.
Многие клеймёные кирпичи образцом технической эстетики тех лет воспринимаются.
К настоящему времени собирательство клеймёных кирпичей достаточно распространённым явлением стало. Этот вид коллекционирования даже получил своё собственное название - брикофилия., от английского. Brick - кирпич название не совсем удачное. В данном случае интерес представляют не просто образцы кирпичного производства, а оттиснутые на них буквенные, или другие клейма, какими производители кирпичей метили свою продукцию.
В России клейма на кирпичах к середине Xvii века появились. Это было рельефное изображение государственного орла в четырёхугольной рамке. Стилизованные изображения животных (анималистические мотивы) использовались для кирпичных клейм до 1690-х годов.
В дальнейшем кирпичи стали метить буквами российского алфавита, используя вначале только одну букву, например, в кирпичных кладках Москвы уже в 1680-е годы встречаются клейма размерами 3 х 3 см, представляющие букву Д. в начале следующего столетия появляются метки буквами П и Н.
Считается, что однобуквенные клейма просуществовали до 1730-х гг. по форме они напоминали квадрат. Но этот вывод был сделан на основе изучения кирпичных кладок Москвы. В Петербурге клеймение кирпичей одной буквой, обозначающей фамилию владельца кирпичного завода, продолжалось намного дольше. Например, клеймо с буквой с, связывают с кирпичами завода, основанного Фёдором Никифоровичем слепушкиным (1763 - 1848), более известным как поэт - самоучка при этом клеймо на его изделиях имеет не квадратную, а вытянутую форму.
С развитием кирпичного дела однобуквенные клейма оказались не в состоянии обеспечить производителей кирпичей единственно им принадлежащей литерой. С конца 18 века число букв в клеймах увеличивается,, достигая 2-3-х и более букв, обозначая имя, отчество и фамилию владельца. Нередко фамилия полностью приводится. Часто вместо данных о владельце в клейме помещается название завода, например: мойка, Ижора, Нева, или елизаветино, Колпино, или аббревиатура компании - производителя, в частности, Т. о. с. М. -. товарищество обработки строительных материалов.
Анималистические изображения - двуглавые орлы, встречаются на изделиях императорских кирпичных заводов - времён Николая Iв прямоугольной рамке, Александра I - в круге, Александра III - в овальной обводке.
Из других изображений известны оттиск подковы на изделиях завода "Подкова" Е. П. спечинской и её наследников, или символическое изображение звезды, между инициалами владельца - завод "звезда", Ф. а. Полякова - кофтунова.
Известны следующие рамки клейм: квадратные, прямоугольные, прямоугольные с дужками полуциркульной или, что реже, прямоугольной формы. В композицию клейма зачастую включались номера партий (обжигов) производимых изделий. Они помещались либо в основном поле клейма, либо в плоскости дужек. Встречаются клейма с заострёнными концами, диагональным размещением на лицевой грани кирпича. Известны кирпичи с клеймами на торцевой (тычковой), или ложковой гранях.
По верному замечанию и. а. Киселёва "Клеймение Кирпичей Сформировалось в Особую Разновидность Прикладного Искусства". Особую дизайнерскую привлекательность кирпичи получили с 40-х годов XIX века при переходе на их машинное производство. До этого, при ручном изготовлении, из-за остававшейся в формах глины от предыдущих забивок кирпичи выпускались с деформированными гранями, обтекаемыми углами, мятыми рёбрами механические глиномешалки позволяли добиться большей однородности глиняной массы, которой набивали деревянные формы. На дно каждой формы укладывали пластинку - штамп с клеймом хозяина завода. В Xviii веке клеймение кирпичей было одним из требований архитектурной экспедиции, специального надзорного органа, чтобы знать, кто из промышленников выпускал качественную продукцию и кого можно было штрафовать за кирпичи ненадлежащего качества.
Регламентировались и размеры кирпичей. При Петре I они должны были иметь в длину 11 дюймов, ширину 5, 5 дюйма, толщину 3 дюйма, т. е быть размерами 28 х 14 х 7 см. В 1833 году, правительством были определены длина кирпича 6, ширина 3, тощина 1, 5 вершка, т. е. 26, 5 х 13, 3 х 6, 7 см.
Клейма могут служить вспомогательным признаком для уточнения времени строительства сооружений, производимых здесь ремонтно - реставрационных работ, перестроек и пристроек. Клейма на тычковой и ложковой гранях использовались, как элементы декора в кладке стен, или сводов. Тычковые клейма имели выпуклый, а ложковые вогнутый рельеф. Они должны были отчётливо восприниматься не , внимание, только в упор, но и на расстоянии, под разными углами зрения, прежде всего за счёт светотеневых эффектов. В конце XIX - начале XX века данные клейма утратили всякую художественность, воспринимаются малозаметными граффити подобные клейма присутствуют на некоторых зданиях и в г. луге. Тычковые клейма с надписью СПБ а о ва (с - петербургское акционерное общество) заметны в кладке лицевого фасада дома по адресу ул. Тоси петровой, 16 ложковые клейма с заглавными прописными буквами ар находятся на фасадах здания лужского военкомата (пр. урицкого, 59/ 15. На некоторых гранях буквы размещаются поперёк, на других наклонно, на третьих вдоль плоскостей граней. Одна грань сплошь испещрена контурами этих букв с их наслоением друг на друга. Совершенно необъяснимый случай!
Кирпичи с клеймом на широкой поверхности, т. н. постели, или щеке, сравнительно поздно, где-то с конца XIX века. Стали использоваться, как облицовочный материал при оформлении интерьеров. Зато в общестроительных целях они нашли давнее и самое распространённое применение. Причём, каменщики клали кирпичи на раствор клеймами вниз, что усиливало прочность кладки. При сносе, или реконструкции исторических зданий, они как строительный мусор в массовом порядке вывозились на свалки, в лучшем случае отбирались для самого разнообразного вторичного применения. Они же составляют основу, можно сказать, всех брикофилических коллекций.
Подробнее читайте новости об интерьере деревянных домов http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-derevyannyh-domov