Смольный собор возводил растрелли для Елизаветы Петровны на территории смольного монастыря, куда мечтала удалиться от дел мирских императрица.
Но строительство затянулось, и было завершено лишь при Екатерине II. Хотя стоит отметить и не полностью, 140-метровая колокольня так и осталась в проектах, и в макете.
Воскресения христова смольный собор - православный храм, который входит в состав архитектурного ансамбля смольного монастыря, расположенного на левом берегу Невы на смольной набережной.
Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для 120 девиц из благородных семей. Это строительство предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней.
Для себя, как будущей настоятельницы, она велела строить отдельный дом. Это место было выбрано неспроста. Будучи молодых лет отроду Елизавета Петровна жила в находившемся здесь смольном дворце. По этой причине дворец также девичьим назывался.
Составление планов, фасадов и смет было поручено архитектору Бартоломео Франческо растрелли в 1744 г. в монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней, а также институт для девушек из дворянских семей.
Архитектор решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен, заменив их стенами с лепниной и вазами. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигнуть 140 м. и, соответственно, быть выше колокольни петропавловского собора.
Для колокольни императрица Елизавета велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6, 5 метров. Этим колоколом она хотела перещеголять московский царь-колокол.
Во время строительства растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни растрелли.
Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали "Смольным", по названию самого места - бывшего смольного двора.
Строительство монастыря велось с небывалым размахом, финансирование из казны было щедрым и регулярным. Собор очень быстро строился. Уже готовили церковную утварь. В Москве отлили колокола. Растрелли выполнил проекты иконостасов.
Благодаря своеобразию взглядов растрелли, смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко - в отличии от европейских фасадных стилей, смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.
Однако, из-за того, что началась война с Пруссией, строительные работы замедлились. Проект не был завершён, а победа России развеяла желание императрицы уйти в монастырь. Елизавета Петровна так и не увидела освящение собора.
Соборная церковь воскресения при Елизавете Петровне была выполнена вчерне, безо всякой отделки. После отъезда растрелли в Италию с 1762 года главным архитектором смольного собора был назначен архитектор Юрий Матвеевич фельтен.
Достраивать корпуса собора стали в 1765 году и закончили в 1775 под руководством фельтена. Однако из-за отсутствия денег интерьеры так и не были завершены. Было окончательно решено не строить колокольню на уже подготовленных фундаментах. Собор оставался недостроенным почти 70 лет, и его состояние постоянно ухудшалось.
В конце 1820-х годов по указанию Николая I начались работы по окончательной достройке смольного собора по переработанному проекту в. П. Стасова. Фасады собора были окрашены в желтый цвет; купола храма и угловых церквей, по желанию царя, лазоревой краской с золочеными звёздами. В дополнение к 8-ми старым колоколам, которые служили звоном в малых церквах монастыря, были отлиты 12 новых.
"С Величайшим Трудом", как вспоминал позже Стасов, в стенах пробивали трубы для печей. По проекту растрелли собор холодным строился. Полы выстлали ревельской плитой, мраморные ступени и площадки для алтарей выполнили на екатеринбургских заводах.
Из лиственницы изготовили двери и оконные рамы, установили чугунные хоры с решетками. Стены оштукатурили и окрасили в белый цвет, колонны и цоколи пилонов облицевали белым искусственным мрамором. Все работы были выполнены за 3 года, собор был достроен в 1835 году.
Смольный собор все рекорды строительства в Петербурге того времени побил. Храм строился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составила около 6 000 человек. Собор был украшен мрамором. Колокольне растрелли так и не было суждено быть построенной.
В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Собор построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола - в серый. Высота собора - 93, 7 метра.
Пятиглавие собора выполнено необычным образом. Вливаясь в хор корпусов смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Верхняя часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.
Даже не испытывающие симпатию к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. б. растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.
Согласно легенде, архитектор Джакомо кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к растрелли, останавливался напротив главного входа в смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: "Ecco una Chiesa! ""Вот это храм!