Архитектурные памятники лысьвы.
Дом купца буктемирова с типографией.
Двухэтажный полукаменный дом на пересечении улиц Кирова и оборина известен лысьвенцам как типография с давней "Пропиской" в центре еще заводского поселка. Тогда улицы назывались иначе: клубный переулок и травянская. Сколько тайн спрятано на втором, жилом когда-то этаже. На нижнем этаже всегда была типография. Почти век на ходу многое из оборудования было. Самый древний работающий станок, говорят, тискальный
. Надпись на нем с твердым в конце слов знаком.
У каждого дома, как и у людей, своя судьба. Дом с типографией - это заведение особой государственной важности, и события страны сказались как на производстве, так и на судьбах людей.
В фондах архивного отдела Лысьвы числятся "Книги Приказов и Распоряжений по Основной Деятельности" за 74 года, начиная с 1932 г. в следующие три периода предприятие значилось, как: типография "красный октябрь" (1938 - 1954); типография (1954 - 1996); муниципальное унитарное предприятие "типография" (1996 - 2006.
Просматривая амбарные книги, а чаще вчитываясь в распоряжения, обобщаю серьезные факты разных лет: "В Связи с Печатанием Продкарточек …, Установить Охрану" - 25. 02. 1933 г. в сентябре 1941 г. получили расчет призванные в ряды ркка директор Петрищев и еще четверо мужчин. В военном, 1942, выписываю строчки приказов: "Перечислить Однодневный Заработок Рабочих и Служащих, Заработанный на Всесоюзном Комсомольском Молодежном Воскреснике, в Фонд Обороны" и "взять соцобязательства с армией северо-западного фронта", при этом - пояснений нет.
И еще директор Н. Н. Бурмистров запрещает использовать бумажную обрезь для растопки печей, а "Заготавливать и Высушивать Лучину". Много в книгах благодарностей за "Добросовестное Отношение Работе, не Считаясь со Временем".
Встречались и курьезы: так печатники предупреждены в 1933 г. за порчу оборудования - раскуривание папирос от реостатов, рубильников. Выпускались газеты: "Искра", "эчкон" (за печать номера вниз головой - выговор), "ударница" (1937 г. ), "колхозная правда" (1942 г. ) и другие. Выговор объявлялся за хищения: книг (для молотовского когиза), блокнотов, "Взятие Курительной Бумаги для Своих Нужд", шрифта и т. д.
В приказе Логиновой, коменданту дома, принадлежащего типографии, есть вступление о том, что происходят частые ночлеги посторонних и заезды на лошадях квартирантов в ограду для ночлега на свободной площади. Директор требует в 1941 г. - проверить по домовой книге правильность выписки и прописки жильцов.
Специалисты краевого центра по охране памятников периодически проводят мониторинги объектов культурного наследия, в результате появляется каталог - справочник. В книге "Историко-архитектурное Наследие Пермского Края", изданной в 2011 г., записано: "дом (заведение) купца буктемирова с типографией конца 19 - начала 20 века. Архитектор неизвестен.
Памятник архитектуры и градостроительства регионального значения. Здание построено на средства буктемирова в традициях жилого строительства конца 19 века. Со стороны южного и западного фасадов к зданию сделаны одноэтажные пристройки. Нижний этаж дома занимала типография, второй был жилым". На здании со стороны ул. Кирова установлена табличка с указанием даже строителя, так было записано при обследовании в 1990-е годы. На другой стороне вывеска с названием заведения, которое было еще в подчинении "Управления Издательств, Полиграфии и Книжной Торговли Пермского Облисполкома" (на снимке.
Внешне полукаменное здание с многочисленными окнами кажется простым. Но со двора вид верхнего этажа другой (на снимке. Деревянные домики с двумя окнами и под треугольнымиа фронтонами по краям этажа выступают, а в углублении - соединение с основным помещением.
Главный фасад здания, в соответствии с традициями уральской крестьянской усадьбы, первоначально располагался во дворе, поэтому строители, видимо, и проявили свое мастерство. Вход на второй этаж по уличной лестнице, в 70-е годы она была деревянной. В интерьере - высокие потолки, несколько просторных светлых помещений и узких комнат. По воспоминаниям, на дверях и окнах - стеклянные ручки синего цвета, а круглая печь высотой в 2 этажа была украшена изразцами. В исторической справке архива есть запись, что "Типография Основана Бывшим ее Хозяином Кочегаровым в 1914 Году".
Далее говорится о национализации в декабре 1917 г. с передачей "в Ведение Печатного Губсовнархоза, После Чего в Апреле 1923 Года Была Передана Лысьвенскому Предрика". Бесспорным документом стал первый номер "Перiодическаго Листка" "соцiалъ - демократъ" как органа лысьвенского комитета Рсдрп. Дата выхода: "Воскресенье 28 мая 1917 г." на последней, четвертой странице, внизу напечатано мелким шрифтом: "зав. Лысьва типографiя м. П. Кочегаровой". В музейной статье нахожу дополнительные сведения: дом содержался на паях. На втором этаже был коммерческий клуб, где в отдельном зале устраивались балы, маскарады, свадьбы. В то время типографией Кочегарова владела. "Стремясь не Упустить ни Копейки, Купчиха Издавала Даже Большевистские Прокламации".
Со временем весь дом стал полиграфическим заведением, в котором трудились наборщики, метранпажи, линотиписты, печатники, переплетчики. Многие из 60 работников были профессионалами, посвятившими всю трудовую жизнь типографскому делу. Набирать и печатать газеты "Искра", "за передовую металлургию", "электромашиностроитель" доверяли только самым опытным.
Выпускалось огромное количество разной продукции для заводов, до 150 видов бланков. В перспективе речь шла о строительстве новой типографии, но с 1995 г. на предприятии, как везде, началось выживание с сокращением сотрудников и выполнением заказов. Не может уже наша "Старушка" угнаться за цифровыми типографиями, хотя в доме на Кирова - оборина работает несколько человек, есть магазин с широким канцелярским ассортиментом.
Типография как объект культурного наследия регионального значения - памятник архитектуры и градостроительства конца 19 - начала 20 века - разрушается или доводится до разрушения. Кроме ропота старушек около здания, пока не слышно голоса общественности в его защиту. Надежда Вершинина, краевед.