Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Русский дом в буквальном смысле.

06.05.2017 в 23:57

Русская изба и шире - русский дом, в том виде, как мы их теперь представляем, сложились не в незапамятные времена, а сравнительно недавно, в течении двух - трёх столетий, начиная с Xvii века. Их внешний вид и внутреннее устройство - результат воздействия многих факторов: природных, социо - культурных, производственных.
Русский дом в буквальном смысле.
Сам факт возможности сотворения ныне признаваемого всеми традиционного русского жилища в сравнительно позднее время, время, когда Запад уже вовсю порывал не только с традицией, но и с католической церковностью, - поразителен. Объяснить его можно только чрезвычайной устойчивостью крестьянского общества, традиционностью быта и представлений об устройстве мира.
Важно осознать, что находясь в зависимости от влияния властей (церковь, петровские реформы), русская народная культура продолжала полнокровное развитие, венцом которого, по нашему мнению, нужно признать формирование крестьянской усадьбы, в частности дома - двора с жилой избой.
Безусловно, шедевры культовой архитектуры более заметны и известны, фольклор хорошо изучен и широко воспринят субкультурными сообществами, произведения декоративно - прикладного искусства нашли своё место среди других признанных древностей в нашем сегодняшнем мире.
Вот только русский дом остаётся для многих либо некоей аллегорией христианской Руси (известная тв передача, журнал), либо избёнкой в три окошка с резными наличниками. И экспонаты музеев деревянного зодчества почему-то не меняют такого устойчивого мнения. Может быть потому, что так никто внятно и не объяснил, - что же такое, собственно, русский дом - в буквальном смысле?
Занимаясь реставрацией отдельных памятников деревянного зодчества и исследованием наиболее, на наш взгляд, насыщенных районов русского севера, вникая в научную литературу по данному вопросу, мы отчасти прояснили для себя сущность феномена, а также, впервые отметили важную деталь интерьера избы, с её помощью смогли выстроить ряд преемственных символико - архитектурных образов.
В данном тексте, не являющимся научной публикацией, мы не станем утомлять вас точными привязками памятников и цитатами из статей и книг. Мы просто опишем ядро русского дома - жилую избу с сенями и крыльцом - с точки зрения вдумчивого наблюдателя, знакомого с трудами а. в. ополовникова, а. а. шенникова, а. к. байбурина, Н. Л. Павлова, Н. Н. фризина.
Чужой человек осваивает жилище сначала снаружи, затем заходит внутрь. Свой - рождается внутри. В случае если точнее - внутри - внутри - внутри, потом, постепенно расширяя свой мир, - доводит его до размеров нашего. Внешность для него - потом, внутренность - сначала. Мы с вами, к сожалению, пока чужаки.

Русский дом в буквальном смысле. 01
Итак, снаружи, русская изба высока, велика, окна её малы, а расположены высоко, стены представляют могучий бревенчатый массив, не расчленённый цоколем и карнизами по горизонтали, Лопатками и колоннами - по вертикали. Крыша щипцом вырастает из стены, сразу видно, что за "Фронтоном" нет никаких привычных стропил.
Коньком служит мощное бревно - охлупень с характерным скульптурным выносом. Детали немногочисленны, крупны, отсутствует обшивка, накладки. Из стен кое-где могут выступать отдельные торцы брёвен не совсем ясного назначения. Приветливой избу не назовёшь, скорее, молчаливой, скрытной.
Сбоку к избе приставлено крыльцо, иногда высокое, столбовое, иногда низкое, невнятное. Однако, именно оно - и есть первый кров, под который входит пришедший. А раз это первый кров, то, значит, и второй кров (сени) и третий кров (собственно изба) - лишь развивают идею крыльца - покрытого замощённого возвышения, спроецировавшего на себя землю и небо, приведшего их к масштабу человека. Крыльцо избы берёт начало в первом святилище - постаменте под кроной священного древа и эволюционирует вплоть до царской сени в успенском соборе. Крыльцо у дома - начало нового мира, ноль отсчёта всех его путей.
С крыльца внутрь сеней ведёт невысокая широкая дверь в мощном косящатом обрамлении. Внутренние контуры его слегка округлы, что служит главным препятствием для нежелательных духов и нечистых в помыслах людей. Округлость дверного проёма сродни круглоте солнца и луны. Замка нет, защёлка, открывающаяся как изнутри, так и снаружи, - от ветра и домашнего скота.
Сени, на севере именуемые мостом, - развивают мысль крыльца. Часто в них нет потолка, как прежде не было и в избе, - только кровля отделяет их от неба, только она осеняет их.
Сень - небесного происхождения. Мост - земного. Снова, как и в крыльце, небеса встречаются с землёй, а связуют их те, кто срубил избу с сенями, и те, кто живёт в ней - большая семья, ныне представленное среди живущих звено рода.


Крыльцо открыто с трёх сторон, сени закрыты с четырёх, света в них немного от волоковых (заволакиваемых досками) окон.
Переход из сеней в избу не менее ответственен, чем из крыльца в сени. Чувствуется, как нагнетается атмосфера ….
Открываем дверь, пригибаясь, входим. Над нами низкий потолок, хотя это не потолок, а полати, - настил на уровне лежанки печи - для спанья. Мы в палатном куте. И можем обратиться к хозяйке избы с добрым пожеланием.
Полатный кут - притвор внутри избы. Туда может войти любой добрый человек без спроса, без стука в дверь. Полати одним краем опираются на стену прямо над дверью, другим - на полатный брус. За этот полатный брус гостю по его воле ходу нет. Только хозяйка может пригласить его войти в следующий кут - красный угол, к семейным и родовым светыням, сесть за стол. Трапезная, освещённая светынями, вот что такое красный угол.
Так гость осваивает целую половину избы; однако во вторую, дальнюю половину (за пирожный брус) ему уже не зайти никогда, туда его хозяйка не пригласит, потому что вторая половина - главная свещенная часть избы - бабий и печной Куты.
Эти два кута аналогичны алтарю храма, да собственно это и есть алтарь с печью - престолом и ритуальными предметами: хлебной лопатой, помелом, ухватами, квашнёй. Там претворяются плоды земли, небес и крестьянского труда в пищу духовно - материального свойства. Потому что никогда для человека традиции пища не была количеством калорий и набором консистенций и вкусов.
Мужская часть семьи в бабий кут не допускается, всем верховодит хозяйка, большуха, постепенно обучая будущих хозяек свещеннодействию ….
Мужики большую часть времени трудятся в поле, на лугу, в лесу, на воде, на отхожих промыслах. В доме место хозяина сразу при входе на лавке - конике, в палатном куте, либо за дальним от бабьего кута торцом стола. Он ближе к малым светыням красного угла, дальше от центра избы.
Место хозяйки в красном углу - за торцом стола со стороны бабьего кута и печи, - именно она жрица домашнего храма, она общается с печью и огнём печи, она заводит квашню и сажает в печь тесто, она вынимает его претворённым в хлеб. Именно она по смысловой вертикали печного столба - спускается через голбец (особая деревянная пристройка к печи) в подпол, который тоже именуется голбцом. Там, в голбце, в подклетном родовом святилище, месте обитания духов - охранителей, держат припасы. Там не так жарко летом, не так холодно зимой. Голбец сродни пещере - чреву земли - матери, из которого выходят, и в которое возвращаются тленные останки.
Хозяйка заправляет, хороводит всем в доме, она в постоянном общении с внутренней (избяной) землёй (пол - мост избы, подпол - голбец), с внутренним небом (балка - матица, потолок), с мировым древом (печной столб), связующим их, с духами умерших (тот же печной столб и голбец) и, конечно, с нынешними живыми представителями своего крестьянского родового древа. Именно её безусловное лидерство в доме (и духовное, и материальное) не оставляет пустопорожнего времени мужику в избе, отсылает его за пределы домашнего храма, на периферию освещённого храмом пространства, к мужским сферам и делам. Таким образом, если умна и крепка хозяйка (ось семьи), родо - семейное колесо крутится с желанным постоянством.
Обстановка избы полна ясного, незамысловатого и строгого значения. По стенам широкие и невысокие лавки, пять - шесть окон невысоко расположены над полом и ритмично освещают, а не заливают светом.
Прямо над окнами сплошная полка - воронец. Выше - пять - семь нетёсаных прокопчённых венцов сруба, - здесь ходит дым во время топки чёрной печи. Для его удаления над дверью находится дымоволок, ведущий в сени, а в сенях пристроена деревянная труба - вытяжка, выносящая уже охлаждённый дым за пределы дома. Горячий дым экономично прогревает и антисептирует жилое помещение. Благодаря ему на Руси не было таких жестоких пандемий, как в западной Европе.
Потолок из толстых и широких плах (полубрёвен), таков же пол - мост. Под потолком могучая балка - матица (иногда две или три.
На Куты изба разделяется брусьями - воронцами (полатным и пирожным), уложенными на верхний срез печного столба. Место последнего - в реальном и символическом центре избы. Углом к нему примыкает печь.
Существует мнение, что печной столб не должен обрываться на уровне Воронцов, ему следует подниматься выше, под самую матицу; в этом случае космогония избы была бы полной. К сожалению, нам пока не довелось встретиться с достоверными образцами такой конструкции. Однако … в глубине северных земель мы обнаружили нечто подобное, только, пожалуй, ещё более значительное, статистически надёжно продублированное не один раз.
В непосредственной близости от печного столба, между пирожным брусом и матицей, нам встретился (почему-то никому из исследователей он до этого не встречался) резной элемент достаточно ясного, мы полагаем, символического смысла.
Трёхчастность подобных изображений трактуется одним из современных авторов так: верхняя полусфера - это высшее духовное пространство (чаша "Небесных вод"), вместилище благодати; нижняя - небесный свод, покрывающий землю - наш видимый мир; среднее звено - узел, вентель, место расположения богов, контролирующих поступление благодати в наш нижний мир. Кроме того, легко представить его как верхнюю (перевёрнутую) и нижнюю берегиню, бабу, богиню с поднятыми руками. В среднем звене прочитываются привычные конские головы - символ солнечного движения по кругу. Резной элемент стоит на пирожном брусе и именно подпирает матицу.
Таким образом, в верхнем уровне избяного пространства, в центре избы, в самом значимом, ударном месте, мимо которого не пройдёт ни один взгляд, воочию воплощено недостающее звено - связь мирового древа (печного столба) и небесной сферы (матицы), причём связь в виде сложного глубоко - символичного скульптурно - резного элемента. Надо отметить, что он располагается сразу на двух внутренних границах избы - между обжитым относительно светлым низом и чёрным "Небесным" верхом, а также между общей семейной половиной избы и запретным для мужчин свещенным алтарём - бабьим и печным кутами.
Именно благодаря этому запрятанному и, полагаем, вовремя нашедшемуся элементу мы можем выстроить ряд "Взаимодополняющих" архитектурно - символических образов традиционных крестьянских культурных объектов и сооружений.
По своей символической сути все эти объекты - одно и то же. Однако, именно изба - самый полный, самый развитой, самый углублённый архитектурный феномен. И теперь, когда, кажется, она полностью забыта и "Надёжно Похоронена", снова настаёт её время. Настаёт время русского дома - в буквальном смысле.
Надо заметить, что высшим образцом материальной народной культуры мы признаём именно курную (чёрную, рудную) избу, в которой дым при топке печи поступал непосредственно в верхнюю часть внутреннего объёма. Переход на белые печи принёс вслед за собой невосполнимую утрату в устройстве всего комплекса значимых элементов избы: понизился потолок, повысились окна, стали пропадать воронцы, печной столб, голбец. Единый зонированный объём избы начал дробиться на функциональные объёмы - комнаты. Исказились до неузнаваемости все внутренние пропорции, внешний вид и постепенно изба прекратила своё существование, превратившись в сельский дом с интерьером, приближенным к городской квартире. Вся "Пертурбация", фактически - деградация, произошла лет за сто, начавшись в XIX веке и завершившись к середине XX века. Последние курные избы, по нашим сведениям, переделывались в белые после великой отечественной войны, в 1950-е годы.
А как же быть теперь? Полагаем, что возврат к действительно курным избам возможен лишь как результат всемирной или национальной катастрофы. Однако, вернуть всю образно - символическую структуру избы, насытить ею русский загородный дом - можно и в условиях технического прогресса при строительстве домов даже с белыми печами. Для этого, собственно, надо лишь начать просыпаться ото сна. Сна, навеянного на "Элиту" нашего народа как раз тогда, когда сам народ творил шедевр своей культуры.

Русский дом в буквальном смысле. 02
Русский дом в буквальном смысле. 03
Русский дом в буквальном смысле. 04

Получите больше информации об интерьере загородного дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-zagorodnogo-doma