Под взглядом "Богоматери".
На территории александровского парка, что на петроградской стороне, стоит скромное трехэтажное здание в стиле модерн со светлой облицовкой фасадов. Построено оно на деньги (около миллиона рублей) последней императрицы Александры Федоровны по проекту придворного архитектора Р. Ф. мельцера специально для первого в России ортопедического института и лечебницы
. Мысль учредить подобное заведение возникло у нее после посещения частной клиники известного петербургского ортопеда карла Христиановича Хорна (1851-1905. Ему - то и поручила императрица представить соображения относительно нового лечебного учреждения.
Закладка здания состоялась 21 сентября 1902 г., а 22 июля 1906 г. специальная комиссия из девяти человек, осмотрев институт, составила акт об успешном завершении строительства и его приемке. Новый институт, по масштабу и оборудованию превосходивший все подобные учреждения за рубежом, должен был служить образцом для подобных лечебных заведений страны.
Вот что писал основоположник отечественной ортопедии профессор Генрих Иванович турнер: "На Моих Глазах Выросло Учреждение, Громадное по Своему Размеру, Великолепное по Планировке и Богатое по Оборудованию". Журнал "Нива" также называет здание великолепным, отмечая, что "чистота всюду образцовая, воздуха и света масса".
Устройство больницы отличалось высоким уровнем комфорта, соблюдением всех гигиенических требований. Уровень земли под постройку для защиты от наводнений был повышен на полтора метра. Здание облицовано долговечными прочными материалами цоколь выполнен из серого сердобольского гранита. Стены белым матовым кирпичом выложены.
Проект мельцера отличался продуманностью планировки, все в нем было пронизано заботой о создании максимальных удобств для пребывания больных и работы медицинского персонала. На первом этаже главного здания (кроме него возвели еще две каменных пристройки для подсобных служб) разместились приемное отделение, мастерские и великолепно оборудованная кухня с подъемной машиной. Здесь же были отведены комнаты для проживания младших служащих. Во втором этаже находились амбулатория, аптека, рентгеновский кабинет, библиотека, квартира директора и комнаты трех младших ассистентов. Между вторым и третьим этажами оборудовали гимнастический зал с механическими лечебными аппаратами. В третьем этаже находилась просторная и светлая операционная. Поскольку ортопедический институт, как назвала новое учреждение императрица планировал заниматься не только лечебной деятельностью, но и готовить квалифицированных врачей - ортопедов, в операционной был предусмотрен амфитеатр для зрителей. Здесь же располагались палаты на 40 кроватей, большая столовая и комнаты, в которых жили медицинские сестры. Пролет широкой лестницы в домовую церковь вел. Мы обратим внимание на смелый шаг архитектора, который предусмотрел двойное использование храма: прямое - для проведения богослужения, и дополнительное - в качестве аудитории. В связи с этим интерьер церкви был весьма скромен. При проведении лекций алтарь отделяли от остального помещения специальным занавесом.
Домовой храм во имя Христа целителя был освящен 22 декабря 1906 г. одноярусный складной иконостас из золоченого дуба выполнен на фабрике Ф. мельцера. Иконы на цинковых досках написал к. с. Петров - водкин, запрестольный образ Христа спасителя - Н. а. Бруни. В 1921 г. церковь закрыли, убранство ее исчезло.
На наружной стене церкви, обращенной в парк, до сих пор сохранилось изображение богоматери с младенцем работы Козьмы Сергеевича Петрова - водкин. Это самая ранняя в Петербурге монументальная керамическая композиция. Майолика привлекала Р. Ф. мельцера, автора проекта ортопедического клинического института, долговечностью, художественным и физическим единством с архитектурной основой, возникавшими "в Силу Неувядаемости Красок и Однородности с Материалом Сооружений". Эскиз богоматери художник писал в Петербурге с натурщицы: "отвел мне роман для этого целый дом. С каким нетерпением ждет он, как у меня выйдет - начало, видимо, его радует". Размер панно 7 аршин (4 м 97 см. Так как керамическая живопись выступала здесь в новом качестве, которое она приобрела в пору модерна: изображение создавалось не росписью по стандартным плиткам, а подбором фигурных разномодульных кусков (первым такой приём ввёл М. а. Врубель), панно решено было отливать в Лондоне из-за отсутствия возможности сделать это в России. Поздней осенью 1904 года панно было доставлено в Петербург. Художник был немного расстроен тем, что майолика значительно отличалась от эскиза на картоне. Сохранены были общие стилистические черты образа богоматери и младенца, но цвет претерпел значительные изменения, неизбежные при ограниченных цветовых возможностях глазури и обжиге - с красного в одеждах богородицы и младенца на голубой.
И однако же эта "Неожиданная" богородица, непохожая ни на привычные иконные образы, ни на более поздние работы художника, впечатляет и запоминается.
Источники: Т. и. Грекова, Ю. П. Голиков "Медицинский Петербург", привалов Валентин Дмитриевич "улицы петроградской стороны. Дома и люди", сайт Радищевского музея.