По следам выставки пиранези (часть 2).
Так же в ГМИИ им. А. с. Пушкина были представлены акварели Гонзага, Юбера Робера, тома де томона, гаспаро ванвителли и клериссо.
Номера иллюстрации к данному посту обозначают.
1. Жак - Франсуа тома де томон "Вид Пантеона в Риме" 1787 бумага, акварель, белила, перо, тушь;.
Тома де томон неоднократно изображал пантеон в своих архитектурных фантазиях и видовых акварелях. Известно, как минимум, еще два рисунка, где запечатлен тот же мотив - каприччо 1787 г из частного собрания в Риме, а также лист 1790 г из коллекции эрмитажа. Как в упомянутых, так и данном листе, автор не стремился к созданию топографически точной ведуты. В частности, на пьяцца ротонда изображен фонтан из двух чаш, больше напоминающий источники с площади святого Петра. Таким образом, художник идеализирует пространство вечного города, находя своеобразные камертоны к античной архитектуре, более органичные, чем окружающий пантеон реальный пейзаж.
2. Шарль - Луи клериссо "Триумфальная Арка" гуашь;.
В основе композиции - мотив арки Тита в Риме, вдохновившей многих художников Xviii, в том числе и пиранези, спутником которого в "Путешествии по Римским Руинам" в годы пенсионерства бывал Шарль - Луи клериссо, известный французский архитектор и рисовальщик, который работал по заказам Екатерины II. У него есть изображения, позволяющие составить представление о том, как этот памятник выглядит в середине Xviii в. кроме того, в его наследии есть несколько авторских вариантов этого мотива, отличающихся друг от друга, деталями, в частности, в количестве блоков в архивольте арки. Большинство этих работ, скорее вариации на тему знаменитого памятника, нежели его достоверное изображение. Гуашь из гмии к их числу относится. Эти варианты создавались в разные периоды творчества клериссо. Гуашь гмии датируется предположительно 1760 хгг. Авторство клериссо в отношении архитектурной части московской работы не вызывает сомнений, а вот фигуры в его архитектурных композициях обычно выполнены другими мастерами, в данном случае это был, скорее всего Доменико кунего.
3. Юбер (гюбер) Робер "Руины" сангина;.
(* Сангина - это красный мел).
Этот рисунок больше всего тяготеет к типу относительно достоверных изображений реального памятника, нежели к архитектурным фантазиям. В нем легко узнается храм Бахуса или храм Юпитера в интерьере дворца Диоклетиана в спалато (Сплите. Он опирался на гравюру, исполненную Франческо бартолоцци на основе рисунка Шарля - Луи клериссо 1757 г. Робер уменьшил количество ступеней, ведущих к храму и "Придумал" аркаду на заднем плане слева и т. п. но в целом памятник сохранил свой характерный облик.
4. Юбер (гюбер) Робер "Руины с Обелиском";.
5. гаспаро ванвителли (Гаспар ванн виттель) "Римский Форум: вид на Базилику Константина, Известную под Названием"храм мира" 1720 бумага, черный мел, размывка серым тоном;.
Это произведение, приписываемое Гаспару ван виттелю, голландскому живописцу, долго работающему в Италии и признанным одним из родоначальника жанра итальянской ведуты. Главный "Герой" этого рисунка - базилика, начатая максенцием и законченная Константином, один из самых грандиозных памятников древнего Рима. Она граничила с северо-восточной стороны с храмом мира, с которым ее традиционно отождествляли вплоть до начала XIX века, когда руины были расчищены и укреплены, а сам памятник правильно идентифицирован Антонио нибби (1819.
Будем следить за анонсами столь редких, но интересных выставок в своих городах и делиться впечатлениями.
Оказывается, в фондах музеев много полотен руинистов, иногда их выставляют на всеобщее обозрение. Но в целом, в крупных картинных галереях и дворцах всегда можно найти картины известных/неизвестных (нет автора) руинистов, надо только захотеть!
Присылайте фотографии картин руинистов из разных музейных выставок в комментариях к данному посту!