Памятники народной архитектуры.
От печки.
Главную роль в интерьере любого русского жилища печь играла. Недаром и все помещение, где была печь, называлось истопкой (от слова "Топить") или избой. К началу рассматриваемого нами периода, в IX - X вв., это была по большей части каменка - печь, сложенная из камней, реже (преимущественно в среднем поднепровье) - глинобитная, прямоугольная в восточной и круглая - в западной части этого района (Раппопорт
. Открытый очаг и печь типа камина в древнерусских жилищах не встречались вовсе, хотя более ранние славянские дома имели иногда очаги, расположенные в центре дома. В X - XI вв. Прямоугольные глиняные печи были постепенно вытеснены круглыми, которые распространились и в наземных жилищах. В XII - Xiii вв. Печи - каменки сохранились лишь в новгородской (наряду с глинобитными и глиняно - кирпичными) (борисевич) и псковской землях, кое-где в верховьях волги и на Западе, в верховьях Немана. На остальной территории древней Руси как в полуземлянках, так и в наземных жилищах в это время господствовала круглая глинобитная печь (Раппопорт. Все упомянутые выше типы печей были беструбными (курными, как их называли впоследствии), так что дым шел прямо в избу. Этим и объясняется отсутствие потолка: когда дым поднимался кверху, под крышу, можно было все же как-то находиться в нижней части избы. Чтобы выпустить дым, открывали дверь и волоковое оконце, обычно находившееся на фронтоне избы. Горечи дымные не претерпев, тепла не видати", - гласит древняя пословица.
Положение печи определяло всю внутреннюю планировку избы. Обычно печь ставили в одном из углов (все случаи расположения печи в центре избы относятся к северным русским землям. П. а. Раппопорт предполагает, что, возможно, такие жилища по происхождению не были славянскими. ), При этом важно было, куда печь была обращена устьем - ко входу или от него. Видимо, еще в начале рассматриваемого нами периода сложились те четыре основных варианта планировки, которые сохранялись потом в течение целого тысячелетия и были характерны для разных областей расселения восточных славян.
Так, печь могла находиться справа или слева от входа, устьем к нему (вариант 1); в одном из дальних от входа углов, устьем ко входу (вариант 2); в дальнем углу, устьем к боковой от входа стене (вариант 3); наконец, справа или слева от входа, устьем к противоположной входу стене (вариант 4. древнейшей, по-видимому, была планировка по варианту 2. до X в. она преобладала (Раппопорт. В дальнейшем большее распространение на юге и юго-западе получил вариант 1, на севере же и в центральных русских землях - вариант 4. это объясняется прежде всего климатическими условиями: положение печи устьем к противоположной входу стене больше способствует сохранению тепла и создает лучшие условия для хозяйки, которая обычно готовит пищу у печного устья и при таком расположении печи не страдает от холодного воздуха, врывающегося каждый раз, когда открывают дверь.
Судя по позднейшим этнографическим материалам, к положению печи приспособлялась вся планировка избы: угол по диагонали от печи был парадной частью избы - здесь ставили стол, устраивали лавки, здесь ели, сюда сажали гостей. Угол этот позднее назывался красным (от древнего значения этого слова - "Красивый". В рассматриваемый нами период там, вероятно, еще не было икон: христианство, как известно, распространялось медленно, и иконы, столь характерные для всякого городского и деревенского дома в более поздние периоды, еще не проникли так глубоко в быт каждой семьи. Но возможно, что какие-то изображения дохристианских божеств - "Идолы" - могли здесь помещаться. Деревянные, зачастую художественно выполненные изображения таких божеств, называемые условно исследователями "Домовыми", довольно часто находят в древних горизонтах культурного слоя русских городов (включая Xiii в. ), в частности в Новгороде (Колчин, хорошев. Угол напротив печного устья, где женщины обычно стряпали и пряли, так и назывался позднее - бабий кут или середа. Такое значение он должен был иметь и в древности. Наконец, четвертый угол предназначался для мужских работ. Вообще, устойчивость функционального распределения частей избы неоднократно подчеркивалась этнографами (наиболее полно - бломквист. Для спанья служили позднее полати, располагавшиеся обычно рядом с печью, с боковой ее стороны. В зависимости от типа планировки они устраивались высоко, над дверью (на севере), или низко (такие полати в южнорусской местности в XIX в. назывались пiл - "пол". В тех редких случаях, когда печь ставилась в середине избы, планировка должна была быть иной, но вопрос этот ни археологами, ни этнографами пока не разработан (борисевич.
Такие курные избы (хаты) у русских были широко распространены вплоть до конца XIX в.
Резкий контраст низкому южнорусскому жилищу представляли жилые постройки зажиточного низового донского казачества. Уже в середине XIX в. здесь были распространены двухэтажные многокомнатные на высоком подклете дома. Они рубились из четырехгранных брусьев, обшивались снаружи тесом, и покрывались четырехскатными железными или тесовыми крышами. Для казачьих домов было характерно большое число окон с филенчатыми ставнями, открытые галереи, опоясывающие дом, крыльцо, балконы, террасы, украшенные пропильной резьбой и придающие постройкам южный колорит. Возникновение типа многокомнатного казачьего дома с разнообразными архитектурными деталями объясняется прежде всего особым привилегированным положением казачества (размеры их земельных наделов в несколько раз превышали крестьянские) и ранним развитием в его среде товарно-денежных отношений. В тех же станицах большая часть иногороднего населения и бедные слои казачества жили в небольших продолговатых глинобитных и турлучных (каркасных) домах под четырехскатными соломенными и камышевыми крышами. В казачьих поселениях, как и в других степных районах, бытовал открытый двор. У кубанского и терского казачества и у крестьян ставрополья в середине XIX в. преобладали постройки, напоминающие низкие хаты - глинобитные и каркасные, обмазанные глиной, побеленные снаружи, продолговатые в плане, без подклета, с глинобитным полом, под четырехскатной соломенной или камышевой крышей. Подобный тип жилища, занесенный на Кубань в конце Xviii - начале XIX в. в процессе заселения этой территории выходцами с малороссии оказал огромное влияние на все строительство Кубани, Терека и ставрополья.
Разнообразным было и сельское жилище русских на огромных пространствах западной и восточной Сибири. Оно определялось неодинаковыми природными условиями Сибири, этническими традициями русских переселенцев, многообразием форм культуры местных сибирских народов, с которыми вступали в контакты русские переселенцы.
Дома русских старожилов, выходцев из европейского севера, поморья, Приуралья, поселившихся в таежной земледельческой полосе западной и восточной Сибири, строились в традициях северно - русского жилища. Обширные по площади срубные дома, состоявшие из нескольких жилых и хозяйственных помещений, возводили на высоком подкелете. В селах по проезжим трактам было много двухэтажных домов с высоким крыльцом и верандой на втором этаже, крыша - двухскатная и четырехскатная тесовая. Наличники, ставни окон, карнизы, охлупень на крыше, опорные столбы ворот украшали долбленой, пропильной резьбой, ставни окон, печь и стены нередко расписывали красками, особенно распространенным это было в Забайкалье и на Алтае. Обилие леса, развитое животноводство стимулировали строительство больших усадебных комплексов с многочисленными хозяйственными постройками. В тобольской, томской, енисейской губерниях, южной части иркутской губернии, в Забайкалье и Якутии были распространены замкнутые дворы, обнесенные высоким срубным или столбовым забором и обставленные по периметру хозяйственными службами. Мощные хозяйственные постройки часто стояли по обе стороны дома, защищая его от ветра и непогоды. Двор нередко разделяли на две части: чистый двор, или ограду, - и задний скотный двор, или пригон. В зависимости от расположения ограды и пригона относительно дома и улицы исследователи выделяют несколько подтипов и вариантов замкнутого двора (липинская. В строительной практике лесостепной и степной зон Сибири совмещались русские традиции различных физико-географических и этнических зон.
Т. в. станюкович, П. а. Раппопорт, М. Г. Рабинович.
Смотрите ещё информацию об интерьере для дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma