Мы расширяем словарный запас.
Самые интересные поэтичные названия оттенков цветов данные в период рококо и романтизма:
Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева и Достоевского.
Адского пламени - лиловый оттенок красного или перламутрово - красный. Или черный с красными разводами.
Аметистовый" - цвет разочаровавшихся в боге. Одна из таких легенд - мифов связана с богом виноградарства Бахусом. Оскорбленный пренебрежением людей, он разозлился с дал обещание: первый встреченный им человек должен быть растерзан тиграми. Первой оказалась прекрасная нимфа аметист, направлявшаяся в храм богини Дианы. Аметист успела попросить богиню спасти ее от кровожадных тигров и та превратила ее в камень белого цвета. Когда Бахус увидел что произошло, он пожалел о том, что сделал и окропил статую виноградным соком. Статуя больше не ожила, а стала багряно - фиолетовой. С другой стороны служители культа считают, что он приводит человека к вере в бога. Церковная утварь часто украшена камнями аметистами; их носят в перстнях священники согласно своему сану.
Багор - густо - красный с синеватым оттенком.
Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "Бедра Нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна. ) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Франц. "Cuisse de Nimphe? mue"; см. Нимфа) - шутливое название нежно-розового цвета, связанное с эстетикой французского стиля рококо первой половины Xviii в. (см. Также "Помпадур Стиль". Ассоциируется с античными образами нимф и богини утренней зари эос, или римской авроры (в иных версиях перевода с французского: "Цвет Ляжки Тронутой, Смущенной или Задетой Нимфы". В русском языке это выражение впервые появилось в романе Л. Н. толстого "Война и мир"таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "Бедром Испуганной Нимфы", а солдатский "ляжкой испуганной Машки".
Берлинская лазурь - художественный термин. До ее изобретения в 1704 году мир не знал ярких синих цветов.
Бисмарк - фуриозо - коричневый с красный отливом.
Бордоского вина - красно - фиолетовый.
Борода Абдель - Кадера", или"борода Абдель - Керима" - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Веселая вдова - оттенок розового.
Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик.
Вердигри - зелено - серый, от Франц. Vert - de - Gris.
Вермильон - ярко - красный, цвета алой киновари, от Франц. Vermillion.
Викторианский красный - английская классика. Популярным этот цвет стал не при королеве Виктории, а намного раньше, при Елизавете, которая обожала темную помаду и румяна, контрастировавшие с бледным цветом ее лица. С тех пор темно - красный оттенок - любимый у англичан, часто в сочетании с темно-зеленым. Его традиционно выбирают для гостиных. А если хочется и красного викторианского, и зеленого георгианского, то клеят красно - зеленые обои в полоску.
Влюбленной жабы - зеленовато-серый.
Вороний глаз - черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок.
Вощаный - цвет воска, от желто - серого до янтарно - желтого.
Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити - или розовый, или ярко-синий.
Голова негра - с Xviii столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки - оттенок серого.
Гридеперливый - жемчужный оттенок серого.
Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. Но встречалось и определение этого цвета, как "Розового".
Гуммигут - ярко-желтая краска. На основе сока растения Камбоджа гута с острова Цейлон делалась. Этот цвет любил, в частности, английский художник Рейнольдс. В других странах гуммигут принято называть "Драконовой Кровью".
Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.
Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Дети Эдуарда - оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в тауэре).
Джало Санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький - светло-серый.
Драконьей зелени - очень темный зелёный.
Драконьей крови - см. Гуммигут.
Жандарм - оттенок голубого. Слово в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы появилось.
Жаркий - оранжевый, насыщенно - оранжевый.
Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, Мясной.
Испуганной мыши - нежно - серый цвет.
Иудина дерева - ярко-розовый (у иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые.
Какао - шуа - цвет горячего шоколада.
Камелопардовый - желтовато-коричневый.
Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де роган в связи с знаменитым делом об "Ожерелье Королевы".
Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого.
Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Крутик - в качестве синей краски русские живописцы долгое время пользовались крутиком, который получали на юге России из местного растения крутик. Крутик вместо индиго широко применялся в станковой живописи и книжно - миниатюрном письме.
Кубовый - синий, насыщенно - синий, от названия растения куб (оно же индиго.
Куропаткины глаза - светло - красный.
Лабрадоровый - цветa Лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер - желтовато - светло - коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, , внимание, только в середине XIX столетия.
Лавы Везувия - огненный.
Лани (от названия животного) - желтовато-коричневый.
Лесных каштанов - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейны - нежно-белый, цвет белой лилии.
Лондонского дыма - тёмно-серый.
Лорд Байрон - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лосинный - грязно-белый, цвета лосин.
Магово - гуляфный - красно - розовый.
Маджента - ярко - красный, между красным и фиолетовым (пурпурно - малиновый. Судя по тому, что в честь битвы при сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. Ниже), а около города маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маркизы помпадур - оттенок розового. Она активное участие в работе над созданием севрского фарфора принимала. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
Массака - темно - красный с синим отливом. Встречается в "Войне и Мире", правда, там он "масака": "на графине должно было быть масака бархатное платье".
Медвежий (он же медвежьего ушка) - темно-каштановый оттенок коричневого.
Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в наваринской бухте в 1827-м. упоминается в "Мертвых Душах".
Нефритовый - насыщенный золотисто - жёлтый, как некоторые сорта чая.
Облакотный - цвета облака.
Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.
Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.
Павлиний - синевато - лиловый.
Палевый - розовато - бежевый оттенок желтого, от Франц. Paille "Солома". Согласно Далю, палевый соломенного цвета, бледно - желтоватый. Бело - желтоватый, изжелта - белый; желто - белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин палевые сливки воспевал.
Парижская лазурь - хорошо очищенная берлинская лазурь.
Парижский голубой - cветло-голубой.
Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи - Себастиана мерсье "Картины Парижа".
Парнасской розы - оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
Пепел розы - тонкий и сложный оттенок, пользовавшийся особой любовью в XIX веке в Скандинавии. При натуральном освещении он казался серым, а когда зажигали свечи, дом наполнялся теплыми розовыми тенями.
Последний вздох жако - желто - рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Померанцевый - апельсиновый с розовым.
Порфирный, порфировый - пурпурный.
Плавый - светло-желтый. У Даля изжелта - беловатый, бело - желтый, соломенного цвета.
Празеленый - иссиня - зеленоватый.
Праземный - цвета празема, светло-зеленого кварца.
Прюнелевый - оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Пукетовый - (от испорченного "Букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне Подари Кусок Материи на Платье да Платок Пукетовый, Французский".
Пунцовый - ярко, густо или темно - алый (червчатый.
Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи (от французского Puce - "Блоха". Новый словарь русского языка его как просто темно-коричневый описывает. (Были также оттенки "Блоха в Обмороке", "блошиное брюшко" и врут, наверное, про цвет "блохи в родильной горячке".
Резвая пастушка - оттенок розового.
Рвота императрицы - оттенок коричневого.
Редрый - бурый, рыжий, красноватый.
Розовый пепел - нежно - серый цвет, отливающий в розовый.
Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Семги - оранжевый оттенок розового.
Селадон - так звали волокиту из французского любовного романа Xvii века, щеголявшего в костюме с лентами серовато - голубовато - зеленого цвета. Сейчас этот оттенок ассоциируется не с любовными похождениями, а с классическим китайским фарфором, покрытым глазурью "Цинцы", который был известен с 1000 года. Селадоновая керамика повлияла не только на все прикладное искусство Востока, но и на саму чайную традицию: в те времена цвет чая должен был сочетаться с цветом посуды, следовательно, успех имели "Голубоватые" сорта. Отголоски этой традиции во многих языках остались. Многие азиаты на вопрос, какой чай они пьют, скажут "Голубой" вместо "зеленый".
Сепия - прозрачный коричневый цвет, создавший в акварели целое направление. Сепии коллекционируют так же, как сангины (рисунки в красном цвете) и гризайли (в сером. Очень популярны фотографии, обработанные под сепию, - они создают иллюзию старины.
Сизый - цвет голубя, после просто синий.
Силковый - голубой, васильковый.
Сине - алый - темно-фиолетовый.
Синетный - церковное слово, означающее "Сплошь Синий".
Синявый - с синим отливом.
Скарлатный - ярко - красный, от англ. Scarlet.
Смурый - коричневый оттенок серого, грязно - серый.
Соловый - серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино - ярко - красный. Назван в честь битвы при сольферино в австро - Итало - французской войн в 1859. Другая версия гласит, что сольферино - темно-фиолетовая краска с синим оттенком.
Фиолетовая семья красок вошла в моду и интерьер только во второй половине XIX века, когда были изобретены анилиновые красители. Первым анилином стал цвет, близкий к фуксии, затем появились другие разновидности. Фиолетовые оттенки неплохо смотрятся в городской квартире: они спокойны, изысканны и свидетельствуют о том, что хозяйка - "еще та Штучка".
Сомо - розовато - желтый. Встречается в "Войне и Мире".
Старой розы - грязновато - розовый, ненасыщенный цветом.
Сюрприз дофина, он же "Цвет Детской Неожиданности", он же "кака дофин". По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария - Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "Оскандалился".
Танго - оранжевый с коричневым оттенком.
Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Турмалиновый - темно - малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
Фисташковый - грязновато - зеленый.
Фуксии - насыщенный розовый.
Чесучовый - цвета чесучи, желтовато - песочной шелковой ткани.
Шампань - прозрачно - желтый, цвета шампанского.
Электрик - цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Французский серый - ведет свое происхождение от картин в серых тонах (гризайлей) и панорамных обоев Жана Зубера (начало XIX века), прорисованных серой краской. Французы питают к серому особую любовь: часто выбирают этот цвет для стен, строят дома из серого камня. Максимилиан Волошин в свое время совершенно справедливо назвал Париж "Серой Розой". Но чем отличается французский серый от просто серого, ни один из производителей красок сказать не может.
Ярь - медянка - у художников носит более куртуазное название "Французская Зелень" (Vert - de - Gris. Только в том случае, если вы хотите узнать, на что она похожа, посмотрите на старые медные крыши. Нереальный зелено - голубой цвет получается путем окисления меди, поэтому краска страшно ядовита и даже вроде бы повинна в смерти Наполеона Бонапарта. Известно, что в его спальне были обои с рисунком, выполненным такой краской, содержащей большую долю мышьяка. Во Франции ярь - медянку получали из виноградных выжимок, на свету она сильно чернела, и многие полотна XVI - Xvii веков почернели именно по этой причине. Сейчас такого цвета можно без всякого мышьяка достичь. Есть даже любители, которые специально выкрашивают новенькие крыши этой краской - чтобы было похоже на старые медные!
Читайте далее статьи о детской мебели здесь http://interior.ru-best.com/mebel/detskaya-mebel