Малоизвестные особняки Петербурга.
Места.
Парадные особняки, которые выделяются изящностью своих фасадов и манят роскошными интерьерами, невозможно не заметить, прогуливаясь по Петербургу. Однако немало домов, красивых, уютных, с виду неказистых, а внутри - поражающих воображение, рассеяно по тихим улочкам, где редко гуляют праздные зеваки. Мы рассказываем о малоизвестных архитектурных шедеврах, без которых наш город невозможно себе представить.
1. особняк Ю. добберт.
До 1861 года на петроградской стороне частные лица не имели права строить каменные здания, вокруг были только деревянные усадьбы. Сама территория не считалась особенно благополучной (особенно до тех пор, пока там не построят троицкий мост), но там уже начинались селиться государственные чиновники, правда, пока в деревянных домах тогда на территории возле будущего особняка добберт была усадьба тайного советника греффа. Тоже деревянная. К ней пытались в свое время сделать пристройку (уже когда им владел надворный советник штейнман), но ничего не вышло.
В конце XIX века рижский архитектор рейнберг перестроил ее для жены доктора медицины добберт в неоромантическом стиле с готическими элементами (граненый эркер и башня. После революции в здании разместился детский сад. В настоящее время здание пустует, там должна будет разместиться медиатека театра современного танца Бориса эйфмана, после того как по соседству будет достроено здание для его труппы.
- ул. большая пушкарская, 14.
2. особняк форостовского.
В 1900-1901 года архитектор Карл Шмидт строит для купца Павла форостовского, который возил товары из Финляндии в Россию, особняк на васильевском острове. Здесь хозяин мог не только жить, но и работать, так как внутри также расположилась служебная контора.
Здание примечательно тем, что стало одним из первых построек в Петербурге, созданных в духе модерна. Особняк выстроен так хитро, что глядя на него возникает оптическая иллюзия, будто он действительно стоит "Особняком", отдельно от других домов, находящихся поблизости. Такой эффект достигнут благодаря асимметричности фасада и тому, что средняя часть здания несколько удалена от тротуара.
Несмотря на то, что особняк также выполнял роль рабочего пространства, его внешняя и внутренняя отделка воистину шикарны. Большие окна парадных комнат и стеклянная, в металлических переплетах, стена зимнего сада, обращены на улицу, внутри находилась мебель из дорогих пород дерева, стены украшали картины в тяжёлых золочёных рамах.
Что примечательно, детской в особняке не было. Дети жили во флигеле, примыкавшем со стороны двора, и таким образом редко сталкивались с клиентами отца, которые заходили в особняк с широкого парадного подъезда, ведшего в контору фирмы "Павел Форостовский".
- 4-я линия в. о. номер 9.
3. особняк шретера.
Особняк, исполненный в стиле близком к кирпичному модерну, в 1891 году построил архитектор Виктор Александрович шретер для себя и своей семьи. При разработке проекта зодчий постарался максимально передать дому романтические черты старой Европы и можно с должной уверенностью сообщить, что ему это прекрасно удалось.
За терракотовой керамической плиткой и практически идеальной кирпичной кладкой сразу и не заметишь готические черты, которыми щедро одарил свой дом шретер, но если отойти чуть подальше, то все становится на свои места - угловая башенка, эркер, остроугольный фронтон и прочие элементы декора и удивительная асимметрия придают особняку особый шарм и величественный вид.
Внутреннее убранство романтического домика архитектора шретера и его семьи ничем не уступало экстерьеру постройки: окна были богато украшены цветными стеклами и витражами; на полу поблескивал лакированный дубовый паркет, а потолок украшала лепнина. Открывая дверь, гости оказывались прямо у большой мраморной лестницы, которая вела на второй этаж. На первом этаже располагался кабинет зодчего, где он провел не один час за работой над чертежами своих удивительных зданий. Также на первом этаже находилась чудесная светлая столовая с чугунной винтовой лестнице. Здесь же можно было найти еще несколько комнат: буфетную, кухню и людскую. На втором же этаже архитектор создал будуар, спальни, гостиную, три детские комнаты и учебную для своих детей, коих было не мало.
- наб. Реки мойки, 114.
4. особняк франка.
В 1898-1900 годах зодчий Василий шауб строит особняк для прусского подданного и купца Адольфа франка, который вместе с братом был хозяином северного стекольно - промышленного общества, - крупнейшего производства стекла в России. Из-за рода их деятельности интерьеры особняка были обильно украшены разноцветными витражи, из-за чего дом походил на новогоднюю игрушку, по поверхности которой бегут мифические существа и распускаются диковинные цветы. До наших дней витражи не сохранились, так как были утрачены в годы великой отечественной войны.
В настоящее время здесь медицинский факультет санкт-петербургского государственного университета находится.
- 21-я линия во, 8 а.
5. особняк к. к. экваля.
Постройка начала двадцатого века примечательна хотя бы тем, что является одной из немногих, сохранившихся до наших дней, представительниц деревянного зодчества в стиле ранний модерн.
Владелец чугунолитейного и механического завода к. к. экваль поручает постройку особняка на территории завода, никому на тот момент неизвестному, архитектору Ф. и. лидвалю. В последствии лидваль станет знаменитым на весь мир мастером модерна, а особняк заводчика будет считаться его первым реализованным проектом.
В 1901 году работы над постройкой были законченны и взору экваля предстал двухэтажный особняк, украшенный широкими окнами, удивительным орнаментом и покрытый струящейся фактурной штукатуркой. Именно в оформлении фронтона здания мотивы зарождающегося стиля угадываются.
Сегодня особняк знаменитого заводчика, который по совместительству является памятником раннего творчества лидваля, пустует и не принимает гостей.
- красногвардейский пер. 15.
6. особняк Н. к. вадбольской.
До 1886 года на участке, где ныне стоит этот потрясающий особняк, находился другой дом, построенный архитектором, имя которого до нас история, увы, не сохранила. Однако во второй половине XIX столетия зодчий Александр фон Гоген перестраивает особняк в в эклектическом духе, создаёт второй этаж и руководит отделкой интерьеров. В особняк заселяется влиятельная семья князей вадбольских, потомки которых продолжали здесь жить до сумбурного XX века.
После событий 1917 года в особняке располагалось потребительское общество "Василеостровец". В 1936 году сюда переехал василеостровский райком ВКП (б), в 1960-х годах здание передали медицинскому училищу, а ныне здесь располагается петербургская таможня.
- 9-я линия во, 10.
7. особняк Николаса струка.
В свое время владельцем участка близ черной речки являлся амбициозный купец Викула Сыромятников, который основал заведение точильных камней, но одних амбиций не хватило: конкуренция сделала свое дело - предприятие обанкротилось. Это стало настоящим ударом для Сыромятникова, который он не смог выдержать от чего и свел счеты с жизнью. Однако пустовать участку было не суждено: в 1883 году землю приобрел петербургский немец Николас струк (если по-русски - просто Николай Николаевич. Можно считать, что именно с этого времени и началась история особняка.
Здесь Николас струк организовал первую российскую фабрику наждачных изделий, а так как дела пошли в гору, с легкой руки превратил ее в наждачный, проволочный и машиностроительный завод.
Чтобы далеко не ходить, струк принял решение возвести особняк, где бы он смог проживать прямо на территории завода. И уже в 1905 году немецкий архитектор Федор Карлович фон пирвиц построил здесь великолепный деревянный дом. Здание насквозь пропитывал дух модерна, при этом причудливая фигурная резьба добавляла постройке некого шарма, от чего особняк немного походил на дачную постройку.
Естественно, годы шли, и все менялось: с приходом большевиков дом, как и многие другие, национализировали и под крышей особняка разместили заводоуправление. Кстати, в советское время завод носил имя Ильича, и перед входом был установлен памятник Ленину - точная копия памятника, стоявшего у смольного. - приморский район, близ набережной черной речки.