Как выбрать место для портретной фотосъемки.
Сегодня хочу поговорить о выборе и, что тоже важно, о правильном использовании места съемки для портретной фотографии. Для портретного жанра выбор места съемки, с одной стороны, не играет ключевого значения, а с другой - это самое место может буквально вдохнуть жизнь в кадр. Так что пренебрегать этим не стоит.
Фактически место, где мы снимаем портрет, обозначает окружение модели и поэтому способно создать настроение в кадре, показать историю, подчеркнуть смысл. Важно, чтобы это окружение не доминировало над моделью. Для этого используют различные приемы. Например, многие снимают на однородном фоне без деталей. Этот прием уместен вполне. Он позволяет забрать все внимание зрителя на модель, но не выполняет тех функций, о которых я только что упомянул.
Только в том случае, если же выбрать иной, неоднородный фон, то и тут найдутся способы сделать так, чтобы модель не потерялась на нем. Можно, например, разместить объекты окружения вне зоны резкости, сделать их темнее либо, наоборот, светлее модели.
Кстати, довольно-таки эффективный вариант - увод фона в очень темный оттенок, порой почти черный. Зачастую это делается уже при пост - обработке кадра. При этом необязательно затемнять фон по всему полю кадра вокруг модели. Вполне можно ограничиться виньеткой, правда, существенно большей по площади и степени затемнения, нежели обычно принято. Такой способ, на мой взгляд, подходит, главным образом для крупноплановых портретов.
Также вполне можно снимать на фоне фактурной стены. А если этой самой фактуры не хватает, то можно применить последующее наложение текстуры при обработке.
Эти приемы позволяют вполне эффективно создавать атмосферу в кадре, несмотря на то, что это окружение остается весьма лаконичным. Здесь же на помощь приходят световые пятна и тени от различных предметов. Казалось бы, такая мелочь, но на фотографии может смотреться очень выигрышно, сделать ее интереснее, живее.
Далее можно прекрасно использовать интерьер помещений. Причем тоже самых разных. Квартиры, кафе, библиотеки, торговые центры, не говоря уже о специально оборудованных фотостудиях. Все это предоставляет свои возможности для декорации съемки. В том случае, если же мы решаем выбраться из студии (или.
Другого помещения на необъятные просторы, то вариантов возникает уже великое множество. Среди них я бы условно выделил те, что изначально привлекательны и те, что не представляют сами по себе объекта, приятного для созерцания, но в силу каких-то своих свойств способны "Сыграть" в кадре.
Например, я уже несколько раз снимал в пешеходной галерее, ограждающей стройку. Внешне это место выглядит, вежливо говоря, непримечательно. Но в силу своей геометрии, создающей ритм и перспективу, определенного цвета конструкций, наличия проемов, образовывающих своеобразные окна, через которые проходит дневной свет, этот объект дает очень интересные возможности для съемки.
Мне кажется, что находить подобные места может быть очень интересно. При этом я бы не советовал доходить до абсурда и включать в кадр предметы, которые изначально ассоциируются у зрителя с чем-то негативным. Иными словами, не стоит снимать портрет на фоне мусорных контейнеров, даже если по форме, цвету, фактуре или иным свойствам они покажутся вам подходящими для кадра. Конечно же, полным-полно мест, пригодность которых для съемки очевидна, например вода. Реки, озера, пруды, моря - все это может стать прекрасным окружением для портретного снимка.
Особое внимание обратил бы на места, где существует линейная перспектива или ритм, а зачастую и то и другое сразу. Это могут быть аллеи, колоннады, мосты, вокзалы, станции, вагоны электричек или метро и многое другое. Кстати, очень интересно в этом плане смотрятся теплицы и оранжереи. Лишь бы растущие в них растения не перекрывали видимость самих конструкций.
Съемка в таких локациях поможет сделать кадры более объемными, даст возможность работать с линиями в кадре.
Вполне интересно могут смотреться арки и другие архитектурные элементы, создающие некое обрамление для модели. Экспериментируйте с расстояниями между предметами, фокусными расстояниями и диафрагменными числами. Так можно выстроить нужные пропорции в кадре и использовать в нем предметы совершенно разных размеров.
В том случае, если снимаете в городе, очень рекомендую попробовать съемку ближе к вечеру, когда различные огни, будь то свет из окон, уличные фонари, фары и стоп-сигналы автомобилей, начнут читаться на снимке. Да и свет ближе к закату становится более подходящим для портретов. Используя эти источники света на фоне, можно получить волшебные кадры. Экспериментируйте с погодой. Порой в снег или в дождь получаются невероятно атмосферные кадры.
Бытует мнение, что красивая природа в портретном кадре будет всегда выигрышно смотреться. Как ни удивительно, для меня, например, так привычная нам летняя зелень смотрится в кадре как-то чуждо. По этой причине я, если уж и снимаю такие кадры, то после корректирую цвет зелени, уводя его в другой оттенок. А когда в кадр попадает листва, частенько использую оптику, которая закручивает боке. Мне кажется, это позволяет сделать снимки более живыми. К тому же закрученное боке создает еще и своеобразную виньетку, выделяя визуально модель.
Но зелень с нами не круглый год. Все хорошо знают, какие прекрасные сочные снимки получаются, когда на дворе золотая осень: она помогает создать совершенно определенное настроение.
Зато мало кто знает, что ранней весной, когда листочки еще не начали распускаться, а травка зеленеть, можно делать очень даже интересные и атмосферные кадры. Внешне картины природы в это время могут казаться серыми и тусклыми, но на самом деле это ощущение обманчиво. Хотя это время очень кратко, я стараюсь им пользоваться. Советую и вам попробовать. И еще хочу дать один практический совет. Надеюсь, он поможет осознанно выбрать место для съемки. А если оно уже выбрано, позволит выявить и эффективнее использовать его возможности.
Суть в том, что хорошо бы побывать на месте до съемки. В идеале - в такое же время, когда будет происходить съемка и в такую же погоду. На практике сделать это бывает непросто. Но ничто не мешает воспользоваться временем непосредственно перед съемкой. Например, пока с моделью работает визажист. Порой считанные минуты, потраченные на изучение локации, поднимают качество и скорость работы очень ощутимо. Просто поснимайте "Пустую" локацию (без модели) с разных ракурсов. Разные диафрагменные числа используйте. Важно сделать снимки близко к тому, что будете делать уже с моделью. Только не нужно снимать пейзаж. Не наводите резкость по объектам, которые будут на заднем плане, когда в кадре (уже позднее на съемке) появится модель. Наведите резкость там, где планируете разместить модель. Пусть даже в результате на пристрелочном кадре не будет ни одного объекта в резкости. Нам это и не нужно. Зато будет ясно, как работает окружение, как будет выглядеть это место на реальных кадрах. Используйте разные направления съемки. Посмотрите, каким будет свет, обратите внимание на различные иные нюансы. В таком способе подготовки и еще одно преимущество есть. Это поможет заметить те детали, которые станут второстепенными, когда модель окажется перед камерой, и на которые, увы, мы порой обращаем внимание уже разбирая отснятый материал. Текст и фото: Dbond источник: Photocasa.