История янтарной комнаты.
Янтарная комната (янтарный кабинет) - принятое в литературе название одного из помещений большого екатерининского дворца в царском селе (ныне город Пушкин в составе пушкинского района Санкт-петербурга.
История янтарной комнаты легенд и загадок полна. Существует множество публикаций, которые выдвигают разные предположения о ее происхождении и судьбе. Долгое время считалось, что спроектировал янтарный кабинет архитектор и скульптор Андреас шлютер. На сегодняшний день известно, что его автором является шведский архитектор Иоганн Фридрих эозандер.
Курфюрсты бранденбургские, владевшие Пруссией - европейским центром янтарного промысла - с 1618 года, использовали "Золото" балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже Xvii и Xviii веков.
Курфюрст Фридрих III, в 1701 году коронованный как король пруссии Фридрих I, после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы и прежде всего королевской резиденции - комплекса зданий XVI - Xvii столетий.
Его супруга, королева София - Шарлотта, хотела превратить летний дворец литценбург (с 1709 года - шарлоттенбург) в изысканное здание под стать Версалю.
Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба янтарной комнаты, - литценбург и ораниенбург - стали с 1707 года, после ухода шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности эозандера.
Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца литценбург - личной резиденции королевы. Для реализации идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Готфрид вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Эрнст шахт и Готфрид турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году.
В 1709 году, уже после смерти Софии - Шарлотты, Фридрих I остановил работы. Король поручил эозандеру расширение дворца в ораниенбурге с устройством там янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной. Несмотря на проведенные работы, галерея также не была завершена до смерти Фридриха I в 1713 году.
Янтарные панели перевезли в Берлин и разместили в угловой комнате на третьем этаже королевского замка.
Во время одного из визитов в Берлин российский император Петр I увидел шедевр из янтаря и выразил свое восхищение и желание иметь подобное творение у себя на родине.
При встрече Петра I с Фридрихом - Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией новый прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и янтарный кабинет.
Согласно сохранившейся описи, разобранный янтарный кабинет был доставлен в Санкт-петербург в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.
Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели, и велел ли вообще, все предположения об их использовании в зимнем дворце считаются беспочвенными. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции - третьем зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера Александра мартелли. В 1746 году под руководством архитектора Франческо Бартоломео растрелли в зале официальных приемов в зимнем дворце разместился преображенный янтарный кабинет. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать "под Янтарь" дополнительные панно.
Янтарная комната.
В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту Антона рейха, в декоре которой были использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу. Собранная в 1746 году янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.
В июне 1755 года императрица приказала растрелли создать янтарную комнату в царском селе. Панели в зимнем дворце были бережно разобраны и уложены в ящики. Из царского села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию.
Отведенный для нее дворцовый зал площадью 96 квадратных метров превышал прежние размеры, поэтому архитектор разместил панели в среднем ярусе трех стен. Там, где янтаря не хватало, стены были затянуты холстом и расписаны "под Янтарь". Усилив интерьер позолоченной резьбой, великолепными бронзовыми светильниками, зеркалами, живописным плафоном и паркетом из драгоценных пород дерева, растрелли блестяще справляется с поставленной задачей.
В центре потолка находилась огромная картина неизвестного венецианского мастера Xviii века, изображающая мудрость, охраняющую юность от соблазнов любви. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно, в четырех из которых установили мозаики из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции, изображавшие аллегории пяти природных чувств: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние.
За сохранностью янтарной комнаты тщательно следили, для чего в 1758 году учредили специальную должность "Надзирателя за Янтарем".
Хрупкий декор не мог долго оставаться без постоянного присмотра и реставраций. Это обстоятельство побудило пригласить из пруссии янтарных дел мастера Фридриха роггенбука. В 1761 году на помощь к нему приехали еще несколько прусских резчиков по янтарю, среди них сын роггенбука - Иоганн.
В 1763 году Екатерина II издала указ о замене всех расписанных "под Янтарь" холстов на настоящую янтарную мозаику.
Под руководством роггенбука были введены дополнения в янтарную отделку интерьера: базы под пилястры, восемь гладких узких щитов для заполнения промежутков между пилястрами, угловой столик, десюдепорт восточной стены, гирлянды на аттике. В этих гирляндах были использованы маски из числа янтарных деталей, привезенных из пруссии вместе с готовыми панелями, но без указания места их назначения. Кроме того, роггенбук ввел много дополнительных деталей в первоначальный декор настенных панно. Среди них - рокайли, цветы, картуши, вензеля Екатерины и двуглавого российского орла в оформлении рамы, подаренной Фридрихом II.
Работы в интерьере янтарной комнаты были завершены лишь в 1770 году.
Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводились реставрационные работы янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893-1897 годах, в ХХ веке - в 1933-1935 годах.
На лето 1941 года была намечена масштабная реставрация янтарной комнаты, но начавшаяся война нарушила все планы. В первые дни великой отечественной войны, когда в екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей, из-за хрупкости панелей янтарной комнаты было решено не вывозить их вглубь страны, а произвести консервацию на месте. Заклеенные тонким слоем папиросной бумаги и марлевой тканью панно заложили ватиновыми чехлами и закрыли деревянными щитами.
Вместе с немецкими частями, вошедшими в Пушкин, прибыли специалисты из команды "Кунсткомиссион", занимавшейся вывозом художественных ценностей. Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кенигсберг (ныне - Калининград.
В Кенигсберге они и находилась до весны 1945 года. Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. При отступлении немцев панели снова были разобраны и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы теряются янтарной комнаты. В 1967 году была создана государственная комиссия по розыску шедевра.
В 1984 году, после многолетних и бесплодных поисков, комиссия была упразднена.
Существует множество версий местонахождения янтарной комнаты. У каждой есть свои сторонники и противники. Пользуется популярностью предположение, что комната спрятана в тайнике на территории нынешней калининградской области. Разветвленная сеть подземелий и катакомб протяженностью в десятки километров связывает друг с другом разные уголки Кенигсберга. Согласно другой версии янтарную комнату следует искать на территории восточноевропейских государств. Существует также версия, согласно которой перед войной по приказанию Сталина была изготовлена копия янтарной комнаты, а подлинник вывезли в Москву вместе со всеми эвакуированными экспонатами царского села, где он скрывается до сих пор.
Янтарный кабинет.
В июле 1979 года совет министров Рсфср принял решение о воссоздании янтарных панно. Главный архитектор екатерининского дворца Александр кедринский - один из немногих, кто видел подлинную янтарную комнату - вскоре приступил к созданию проекта восстановления утраченного шедевра. В 1983 году была создана "Царскосельская Янтарная Мастерская", которую возглавил Александр Журавлев.
Удалось отыскать 86 фотографий и негативов янтарной комнаты. Приведя их к единому масштабу, специалисты воссоздали ее общий вид, элементы отделки в деталях, выяснили размеры панелей и другого декора. Для определения высоты рельефа была произведена фотограмметрия янтарных панно.
В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой "Зрение".
Средства на воссоздание янтарного кабинета из федерального бюджета поступали. За 20 лет было израсходовано 7, 85 миллиона долларов. В 1999 году было подписано соглашение, по которому немецкая фирма Ruhrgas AG инвестировала 3, 5 миллиона долларов на завершение работ по восстановлению янтарной комнаты.
В апреле 2000 года в музей - заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца Xviii века и флорентийская мозаика "Осязание и Обоняние", входившие в первоначальное убранство комнаты.
31 мая 2003 года, в год 300-летия Санкт-петербурга, президент России Владимир Путин и канцлер ФРГ Герхард Шредер вместе с руководителями государств - участников саммита Россия - ЕС торжественно открыли возрожденную янтарную комнату в екатерининском дворце.
- 1979 год - 10 апреля 1979 года совет министров Рсфср принял постановление о воссоздании янтарной комнаты екатерининского дворца в царском селе. Таким образом, было положено начало едва ли не самому дерзкому эксперименту в мировой практике воссоздания утраченных во время II - ой мировой войны шедевров искусства.
- 1981 год - в 1981 году группа архитекторов во главе с лауреатом ленинской премии, заслуженным архитектором а. а. кедринским приступила к разработке проекта воссоздания янтарной комнаты. Выполняется архитектурно - декоративная отделка объекта.
- 1983 год - через два года на базе научно-производственного объединения "Реставратор" была создана янтарная мастерская, которую возглавил а. а. Журавлев. Реставрация янтарных изделий из коллекции екатерининского дворца начинается. Так, например, реставрируя ларец, датированный 1705 годом, на деревянной основе была обнаружена авторская подпись Г. турау - одного из создателей янтарного кабинета Фридриха I. работа над этими предметами позволила мастерам освоить забытые технологии прусских мастеров Xvii - Xviii веков.
- 1983 год - шел процесс поиска искусствоведческих и иконографических материалов, отработки технологии воссоздания янтарных изделий. Одной из основных проблем явилось цветовое решение янтарной комнаты. В архивных и литературных источниках сведения об окраске янтаря были незначительны. Чрезвычайно сложно было решить эту проблему, имея в наличии только черно-белые фотографии.
- 1985 год - помимо сложной работы с янтарем мастерам требовались знания в области реставрации флорентийских мозаик, которые также входили в интерьер янтарной комнаты. С приходом в царскосельскую янтарную мастерскую б. П. игдалова - талантливого реставратора, и эта задача оказалась выполнимой. В этом же году б. П. игдалов выполняет фрагмент мозаики "Порт в Леворно". Этот маленький фрагмент (4*7 см) состоял из 100 с лишним кусочков самоцветных камней. На его изготовление ушло 3 месяца, а на воссоздание 4 панно предстояло затратить несколько лет.
- 1986 год - завершена научно-исследовательская работа по разработке технологии воссоздания янтарного декора. Группа кедринского завершает работы над проектом воссоздания янтарной комнаты.
- 1987 год - с приходом и. П. саутова на должность директора ГМЗ "Царское Село" проект воссоздания янтарной комнаты получил поддержку этого яркого и талантливого человека.
- 1991 год - мастерская "Янтарная Комната" переименована в ныне существующую "царскосельскую янтарную мастерскую".
- 1994 год - с 1994 года "Царскосельскую Янтарную Мастерскую" возглавляет б. П. игдалов - художник - реставратор высшей категории, художественный руководитель работ по воссозданию картин из цветных камней в технике флорентийской мозаики. Неоспоримые лидерские качества и энергия этого человека придают новых сил в кропотливом труде мастеров: установлены все 56 панелей нижнего яруса и угловой столик.
- 1996 год - не прекращается работа в янтарной комнате: установлена первая большая панель на северной стороне.
- 1997 год - реставраторам, занимающимся воссозданием флорентийским мозаик для янтарной комнаты, довелось испытать серьезную проверку профессионального мастерства. В 1997 году, в Германии обнаружили одну из подлинных мозаик. При сравнении вновь воссозданная мозаика и подлинник оказались почти неразличимыми. Самые серьезные критики и противники проекта признали высокое мастерство наших камнерезов. Также в 1997 году была проведена масштабная выставка "Природа Янтаря" в составе ГМЗ "царское село" в нескольких городах США включая Нью-йорк и Сан-франциско.
- 1999 год - не смотря на помощь со стороны правительства (в. с. Черномырдин передал партию янтаря, конфискованную таможенниками), денег катастрофически не хватало. С 6 сентября 1999 года завершение восстановительных работ финансировалосьнемецкой фирмой "Рургаз". Таким образом, история новой янтарной комнаты опять связала две страны - Россию и Германию.
- 2000 год - в екатерининский дворец из Германии переданы подлинные вещи из янтарной комнаты: комод и одна флорентийская мозаика.
- 2001 год - в составе выставки ГМЗ "Царское Село" и при поддержке немецкой компании "рургаз" прошла масштабная выставка в Дортмунде, Германия, где мастерская представила свои работы. В янтарной комнате, тем временем, завершено воссоздание декора северной стены. Нашу работу по достоинству оценивают посетившие янтарную комнату президент России в. в. Путин и канцлер ФРГ Г. Шредер.
- 2002 год - полностью воссоздан декор южной стены янтарной комнаты. Реставраторы мастерской выполняют заказ администрации калининградской области по воссозданию кёнигсбергской коллекция, а также проект - янтарная каюта для музея мирового океана в Калининграде.
- 2003 год - 31 мая 2003 года президент России Владимир Путин и канцлер ФРГ Герхард Шредер вместе с руководителями государств - участников саммита Россия - ЕС торжественно открыли возрожденную янтарную комнату в екатерининском дворце. Президент российской федерации в. в. Путин, выступая на открытии, сказал: "Сегодня, Благодаря Усилиям Отечественных Мастеров - Реставрвторов и Немецких Партнеров, Уникальный Художественный Шедевр Обретает Свое Второе Рождение". Нельзя не вспомнить слова директора ГМЗ "Царское ело" профессора и. П. саутова: "эти годы были наполнены особым смыслом и содержа.