История гранёного стакана.
Граненый стакан был придуман вовсе не в Ссср, как думают многие. Предшественники привычных нам гранчаков выдувались на территории России еще в Xvii в., и немало образцов этой посуды хранится в эрмитаже. К тому же существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный гранчак Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея понравилась царю
. Во-первых, поклонник всего европейского Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, гранчак при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь "для Проверки", а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: "стакану быть! ", а Кто-то из Свиты Услышал это не Иначе как Призыв"бить" тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов и разной посуды по разным случаям они разбили немало.
Еще одно подтверждение "Древности" граненых стаканов - их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце Xviii в. пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.
Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак" - там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617-1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в Ссср) изобрели в 1820-х годах в. США. Производство по этой технологии в штатах запустили , внимание, только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.
"Вторая" жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее модернизацию) гранчака вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры "Рабочий и Колхозница", за которую ее вознаградили сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды - Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла.
Считается, что Мухиной пришлось заново "Создавать" стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в советский союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы "Выжил" после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, которым в свое время была изобретена дуговая сварка. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником - авангардистом казимиром Малевичем (тем самым, который написал "Черный Квадрат". Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич - в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам гранчак - дело рук Мухиной, нет.
Так что, скорее всего, классический граненый стакан - дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство - дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались - бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления гранчака. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500\xB0, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более "Играющим" на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от "Стаканных" домыслов, факт!
Сегодня гранчак, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства. На заводе в Гусь-хрустальном, где был выпущен первый советский гранчак, нынче делают стаканы для Ikea. "Мы сейчас делаем в основном европейскую посуду - прозрачную, в которой хорошо видно содержимое. О граненом стакане такого сказать нельзя. Это уже экзотика, которую мы делаем только под заказ", - рассказала Вера Костина.
С помощью гранчака.
Лепили.
Хозяйки использовали граненый стакан для вырезания из теста "Заготовок" для вареников и пельменей. В зависимости от требуемого размера брали большие (200-250 мл) или мелкие (100-150 мл) гранчаки. Многие пользуются этим способом до сих пор, хотя нынче в магазинах появилось немало устройств для лепки вареников и пельменей.
Отмеряли.
Стакан прочно обосновался на кухнях советских граждан, став универсальным кулинарным мерилом. С первого издания классической "Книги о Вкусной и Здоровой Пище" (1939 г. ) стаканами, а не граммами, мерялись не только вода, сахар и мука, но и семечки, бобовые, ягоды и многое другое.
"Сушили".
Гранчак не только на кухне применялся. В домах, где окна были сделаны из 2-х отдельных рам, нередко между ними можно было увидеть полустаканчик (граненый стакан объемом 100 мл) с солью. Так зимой снижали влажность воздуха между рамами и препятствовали образованию инея на стеклах и их обледенению.
Разводили.
Дачники и прочие любители огородов тоже взяли гранчак в оборот. Оказалось, что в нем удобнее, чем в торфе, бумажном стакане и тем более в ящике, выращивать и пикировать (удалять часть корня для развития корневой системы) саженцы. Они не "Мусорят" и не портят вид подоконника, если рассада готовится дома.
Нарочно не придумаешь.
Стахановское движение, говорят, могло стать стакановским. Бытует мнение, что настоящая фамилия героя труда была стаканов. Понятно, что героя с такой фамилией в стране победившего коммунизма быть не могло и фамилию "Подчистили".
Питейная фраза "сообразим на троих? " Обязана своим появлением граненому стакану. Случилось это в хрущевские времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив, а из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "Мерзавчики" (125 мл) и "чекушки" (200-250 мл. В два стакана бутылка водки не помещалась, а на три делилась идеально. Вот и "Соображали".
В 80-х повсеместно и неожиданно гранчаки стали "Взрываться". Событие это имело такой резонанс, что его "Отметили" в сатирическом киножурнале "фитиль". Подозревали чуть ли не диверсию, но "Ларчик Просто Открывался". Оказалось, что на стекольных заводах стали внедрять новые импортные линии и при производстве стаканов немного отошли от технологии. В итоге структура стекла изменилась - и стаканы начали рассыпаться. Спасти доброе имя стакана удалось, доработав технологию.
Фразочка "Простой, как три Копейки" тоже, говорят, появилась благодаря гранчаку - именно три копейки стоил классический советский стакан на заре своей звездной карьеры.
Читайте далее об интерьере деревянных домов здесь http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-derevyannyh-domov