"Интерьер Библиотеки Помещичьего Дома", Станислав Юлианович Жуковский.
1910-1920 гг. Холст, масло. Размер: 80x106 см. Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань Story_Impressionism.
В 1910-е годы в творчестве Жуковского интерьеры преобладают. Сюжеты художник чаще всего находил в старых домах и особняках с их библиотеками, гостиными, старинной мебелью и портретами, которые воспринимаются как сохранившиеся следы русской культуры прошлого и не могут не вызвать какого-то уважительного чувства
. Вместе с тем интерьеры Жуковского - это не музейные залы, а та привычная среда, в которой живет и действует человек. При этом художник не просто воспроизводил на холсте реальные предметы, в окружении которых течет жизнь их владельцев, а по аналогии с пейзажем воссоздает атмосферу их эмоционального бытия.
Жуковского привлекали комнаты, обставленные мебелью красного дерева в стиле ампир, украшенные портретами первой половины XIX столетия. Интерьеры предстают не просто как места обитания людей среди набора красивых вещей, но как памятники истории искусства.
"В изображении интерьеров Жуковский обнаруживает много благородного вкуса и поэтической чуткости, постигая и раскрывая интимную связь вещей; оставленные людьми, эти вещи сохраняют их человеческий язык и сокровенную частицу человеческой души. Эти люди привыкли к прочному уюту семейных традиций, любят запущенный вишневый сад, старинную мебель и часы с курантами, не знают лишений и не выносят гула уличной борьбы. Они недавно свои интерьеры покинули. Они вернутся ли обратно? Вещи молчат об этом, повествуя лишь о невозвратном прошлом. Этот язык интерьеров внятнее художнику, чем голоса и лица покинувших их обитателей, и Жуковский передает нам его удивительно верно и просто".
Специфика работ этого жанра у Жуковского заключается в том, что интерьер всегда "Подается" в единстве с окружающей природой. Пейзаж, видимый из окон комнат (очень любимый художником прием, использованный им в многочисленных вариациях), служит своеобразным камертоном для передачи настроения, царящего в интерьере, которое возникает то ли по принципу объединения состояний природы и дома, то ли по принципу их контраста. В "Комнатах" Жуковского большую роль играет натюрморт (чаще всего цветы) как кусочек живой природы, помещенный среди неодушевленных предметов обстановки.
Использованы материалы книги: Л. Бобровская "Станислав Жуковский" (белый город, 2003) Story_Ruspainting.