Храмы. (Фото из личного архива).
Церковь воскресения христова на Дебре (Кострома).
При въезде в древний русский город Кострому, под горой на берегу волги в окружении старинных лип, словно вырастая из земли, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь воскресения на Дебре - великая православная святыня костромского края, выдающийся памятник русской художественной культуры Xvii века.
Название церкви - "на Дебре" - указывает на то, что в древности здесь рос глухой дремучий лес. В Костроме существовало две дебри - верхняя и нижняя. Воскресенская церковь была сооружена под горой на нижней.
Первый деревянный храм, по преданию, здесь был построен еще в Xiii в. костромским князем Василием ярославичем (1248-1276 гг. ), "Мизинным" (младшим) сыном великого князя Ярослава Всеволодовича.
С XV века на нижней Дебре начал формироваться Посад, известный в Xvii столетии своими кожевниками. В писцовой книге Костромы за 1628 год отмечены стоявшие на месте нынешнего храма посадские ". Церковь древяна, верх шатровой, воскресения христово, да вверху предел христовы мученицы Екатерины. Да церковь другая с трапезою, древяна клецки, козмы и Демьяна, да придел христова мученика Георгия страстотерпца". Таким образом, Воскресенский шатровый храм был холодным, а в зимнее время богослужения совершались в стоявшей рядом клетской церкви космы и Дамиана, святых покровителей ремесленников. Заказчиком каменного храма был купец "Бобыл Лутчей Человек Кирилко Григорьев сын Исаков" с прихожанами, жившими на нижней Дебре. Он вел обширную торговлю кожами и входил в состав московской гостинной сотни. Согласно преданию, деньги на построение церкви были получены нежданным образом, когда вместо выписанных Кириллом Исаковым из Англии красок в одном из бочонков оказалось золото, которое и было пожертвовано на возведение храма. Как и в деревянной церкви, главный престол был посвящен воскресению христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконнике) и трех святителей; Василия великого, Григория богослова и Иоанна Златоуста.
Екатерининский придел, как видно из описи 1628 года, существовал еще в предыдущем, деревянном, храме. Однако сохранение его в новой постройке, а также освящение здесь прежде не существовавшего трехсвятительского придела связано, очевидно, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, в честь святой великомученицы, а отец - Григорий - имел своим небесным покровителем святого Григория богослова, одного из трех великих святителей и учителей церкви.
Постройка церкви была завершена к 1645 году, а семью годами позже храм был расписан, по мнению современных исследователей, дружиной костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими художниками Василием Ильиным запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным (роспись трехсвятительского придела. Но увидеть церковь во всей красоте Кириллу Исакову было не суждено. Незадолго до освящения он умер и был погребен в подклете, а на помин его души ". В дом боголепного воскресения христова" братом заказчика был пожертвован в 1645 году серебряный напрестольный крест.
Пятиглавый кубический объем храма на подклете первоначально имел позакомарное покрытие. Пирамида мелких кокошников венчала трехсвятительский придел, а окружающая храм с трех сторон галерея была с открытыми арками. Очевидно, в конце Xvii века фасады церкви были расписаны "Бриллиантовым Рустом" (бриллиантовый руст - покраска стен прямоугольными либо квадратными шашками, разделенными внутри по диагонали на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создает впечатление объемности) и "травами", что сделало ее еще более живописной. Одновременно с храмом были сооружены трехшатровые святые ворота с арочными проходами. Первоначально это было самостоятельное здание, позже соединенное с галереей храма и его западным крыльцом. Ворота украшены белокаменными вставками с изображением Льва, единорога, сирены, неясыти пустынной, двуглавого орла, имеющими символическое значение и связанными с праздником воскресения. Так, лев олицетворяет грядущее воскресение, является бдительным стражем святыни, а единорог символизирует чистоту и девственность.
Спустя столетие после сооружения храма начались его переделки. В сороковые годы Xviii века были растесаны оконные проемы четверика, позакомарное покрытие заменено четырехскатным, заложены арки галереи, чтобы сохранить внутренние помещения от внешних наносов снега в зимнее время и от большой сырости осенью, скрыты скатной кровлей кокошники на трехсвятительском приделе.
В 1871-1872 годах к юго-восточному углу храма было пристроено помещение ризницы с полукруглым, как у алтаря, выступом. В это же время маслом была переписана и древняя роспись.
Стоящая с юга знаменская церковь составляет с воскресенской единый архитектурный ансамбль. Некогда оба храма окружала общая кованая ограда с фигурными столбами, сооруженная в 1878 году. Точная дата неизвестна постройки знаменской церкви. Вероятно, возведена она была если не одновременно, то вскоре после воскресенской в качестве зимнего храма, что во многом способствовало сохранению в первоначальном виде монументальных росписей, икон и памятников декоративно - прикладного искусства в интерьере летнего храма. С Запада к знаменской церкви примыкала многоярусная колокольня. Именовалась в то время церковь георгиевской и имела два придела: во имя святых мучеников космы и Дамиана в трапезной и во имя блаженного Прокопия устюжского под колокольней. Возникновение последнего придела связано, видимо, с профессиональной деятельностью заказчика - торговлей по северному речному пути, в том числе и с Устюгом великим, где подвизался Христа ради юродивый Прокопий, бывший некогда, как и Кирилл Исаков, богатым купцом. В 1799-1802 годы георгиевская церковь капитально перестраивалась, после чего и была переосвящена в честь иконы божией матери "Знамение". Приделы при этом были объединены и разместились в сооруженном вновь восьмерике храма, попасть в который можно было по открытому переходу над кровлей трапезной. Прообразом для подобного размещения придела послужил, видимо, богоявленский собор в костромском кремле.
В дни празднования в 1913 году трехсотлетнего юбилея дома Романовых Кострому посетил император Николай II со своей семьей. 20 мая во второй половине дня он с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией осмотрел церковь воскресения и поклонился ее святыням.
В начале тридцатых годов ХХ века было прекращено богослужение в знаменской церкви, а затем закрыта и воскресенская. По милости божией у воинствующих атеистов не поднялась рука разрушить церковь воскресения, как это они сделали со знаменской, пребывающей и доныне в руинах. В подклете Воскресенского храма разместили тогда воинский склад, а в храме было устроено зернохранилище.
Богослужение в церкви воскресения христова возобновилось в 1946 году при епископе костромском и галичском Антонии, который освятил храм 28 июля 1946 года. В церкви не имелось полов, рам, отсутствовали иконы местного ряда и царские врата, резьба иконостаса была варварски поломана. С помощью прихожан храм был постепенно приведен в порядок. Однако недолгие годы лояльного отношения советской власти к православной церкви сменились вновь притеснениями и гонениями. Не обошли эти события и воскресенский храм.
В конце пятидесятых годов ХХ века была сделана попытка закрыть церковь якобы "по Просьбе Верующих", против чего решительно выступили епископ костромской и галичский Сергий и прихожане. Настоятелем храма тогда был назначен архимандрит Серафим (Борисов. Свое иноческое служение отец Серафим начал в железноборовском монастыре, после закрытия которого 16 лет провел в лагерях и тюрьмах, в том числе и на соловках.
С начала шестидесятых годов ХХ века при епископе Никодиме (митрополит харьковский и богодуховский) Воскресенский храм стал кафедральным собором вместо расположенной в центре города церкви во имя святителя Иоанна Златоуста. В 1964 году сюда перенесли из иоанно - златоустовской церкви главную святыню костромского края - чудотворную феодоровскую икону божией матери. Здесь она и находилась до 1991 года. 29 августа 1991 года крестным ходом святыня была перенесена во вновь открытый богоявленско - Анастасиин собор, ставший кафедральным.
Воскресенская церковь, древняя и намоленная, пользуется особой любовью у костромичей и гостей города. Одних влечет под ее своды интерес к истории и культуре, большинство же приходит сюда, чтобы приобщиться спасительным таинствам веры, и видит в исторических и художественных достопримечательностях храма древние святыни родного православия.
Стены и своды окружающей четверик галереи церкви воскресения на Дебре расписаны масляной живописью в семидесятых годах XIX века, скрывшей первоначальную фресковую роспись. Слева от западного портала в киоте - изображение Софии премудрости божией и большая композиция на сюжеты откровения Иоанна богослова о победе Христа над адом, 1652 года. Справа в киоте - чтимый фресковый образ спасителя того же времени. На южной паперти изображена картина сотворения мира и главные события из жизни первых людей, а на северной - вселенские соборы. Справа от южного портала за иконостасом в киоте - чтимый фресковый образ богоматери "Знамение". Восточную часть галереи занимает екатерининский придел, устроенный в 1946 году. Изначально придел в дьяконнике главного алтаря за иконостасом располагался. Здесь до сих пор находится древний образ святой великомученицы Екатерины, написанный, возможно, в конце XVI в. - начале Xvii в. для раннего иконостаса деревянного храма.
В четверик церкви и расположенный с севера трехсвятительский придел ведут порталы, украшенные белокаменными дыньками и карнизами с тончайшей резьбой по камню в виде растительного орнамента. Кованые железные двери с задвижками и железными "Веревками" - ровесники храму. Стены четверика сплошь покрыты масляной живописью на евангельские сюжеты. Древний иконостас был заменен ныне существующим в 1852 году с включением в него старых икон. Иконы нижнего яруса не сохранились и заменены вновь собранными при открытии церкви. Заслуживают внимания старинные образа второй половины Xvii века: Иоанна предтечи с 40 клеймами миниатюрной живописи его жития, апостолов Петра и Павла с московскими святителями, две иконы ветхозаветной троицы; иконы Xviii - XIX веков - феодоровской божией матери с 26 клеймами, в которых нашли отражение события из истории Костромы, и святителя Николая с 40 клеймами жития. Слева от царских врат перед солеёй в киоте помещен чтимый список (середины XIX века) с феодоровской чудотворной иконы богоматери в изящном окладе, украшенном эмалями. Этот образ во многих крестных ходах участвовал. Слева в отдельно стоящем киоте - образ святителя Николая с 8 клеймами жития, называемый "Николо - Бабаевским" - древний список с чудотворной иконы.
У северного клироса обращает на себя внимание толгская икона богоматери (1862 года) в искусном окладе, украшенном бисером - мера и подобие чудотворного образа.
Перед иконостасом в специально устроенном ковчеге почивают частицы мощей киево-печерских святых: преподобного Илии муромца; преподобного Прохора лебедника, прозванного так за то, что он питался лебедою; преподобного Дамиана целебника, "иже Исцеляше Больных Молитвою и Святым Елеем"; святителя Нифонта, архиепископа новгородского; преподобного марка гробокопателя и преподобного Спиридона просфорника, в зрелых летах научившегося грамоте и каждый день прочитывавшего всю псалтирь.
Из икон в киотах вокруг столбов заслуживают внимания довольно большие живописные образа Xvii века "Похвала Богородицы", "святитель Николай" с житием, "божия матерь смоленская" и "троица ветхозаветная".
Подлинной сокровищницей древнерусского церковного искусства является трехсвятительский придел с пятиярусным иконостасом Xvii века и монументальными фресковыми росписями 1652 года, приписываемыми исследователями выдающемуся живописцу - костромичу Гурию Никитину и работавшим в его дружине художникам. Росписи здесь посвящены житию святителей и мученической кончине апостолов.
Царские врата, сень над ними и тябла иконостаса покрыты мелкой орнаментальной резьбой с полихромной раскраской, позолотой и серебрением. Тябло в подножье деисусного чина поддерживается квадратными столбиками, завершающимися резными кистями рук. В 1873 году иконостас был реставрирован большесольским резчиком Трубниковым. Особенность этого иконостаса - размещение над местным рядом редких иконных изображений: "Единородный Сыне" и "проповедь апостолов" (Xvii века. На традиционном месте - справа от царских врат - храмовый образ святителей Василия великого, Григория богослова, Иоанна Златоуста, середины Xvii века.
Под сводами воскресенской церкви со временем собралось немало произведений церковного искусства, в том числе и из закрываемых в годы гонений церквей. При открытии московского свято - Данилова монастыря, а затем и костромского богоявленско - анастасииного часть икон и утвари была пожертвована в эти обители, в церкви постоянно проводятся реставрационные работы под руководством опытных специалистов из костромской реставрационной мастерской. Так, иконы и монументальные росписи реставрировались художниками под руководством а. М. малофеева, резьба и позолота иконостасов - резчиками - реставраторами во главе с Н. П. шаровым, историко - архивные исследования проводились Е. в. Кудряшовым.
В 1998 году начались работы по восстановлению колокольни знаменской церкви, разрушенной до основания в тридцатых годах ХХ века. 26 сентября 2001 года воссозданная колокольня была освящена архиепископом костромским и галичским Александром.
Далее читайте об интерьере деревянных домов в разделе http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-derevyannyh-domov