Ханское наследство. В России почти 800 малых городов.
О нескольких из них - Суздале, Мышкине, великом Устюге - знают все, названия других почти никто не слышал. По просьбе "Заповедника" Анастасия обуденкова рассказывает, о городе Касимове в рязанской области, где на протяжении нескольких веков мусульманские мечети соседствуют с православными храмами, а после русского борща на десерт подают татарский чак - чак.
Небольшой город Касимов в рязанской области заметно отличается от своих соседей. Казалось бы, именно здесь должна находиться уютная и тихая русская провинция, в которую хочется уехать из Москвы. С одной стороны - Владимир и Муром, с другой - Рязань, а вокруг - живописная мещёра (мещёрская низменность - примеч. ред. ) - край озер, болот и лесов. Среди всех этих типично русских пейзажей вдруг появляются древние усыпальницы татарских ханов, минарет ханской мечети XVI века и целые татарские улицы, и все это меньше чем в 300 километрах от Москвы.
- Касимов - многокультурный и многоконфессиональный город - это нетипично для малого города с населением до 30 тысяч человек. И это делает его очень привлекательным для туризма. За последние шесть лет здесь произошел большой рывок: из захолустного города, который потерялся во времени, Касимов превращается в место, которое привлекает московских урбанистов и реставраторов, здесь открываются новые базы отдыха, появляется туристическая навигация, - рассказывает директор фонда развития малых исторических городов проекта "Настоящая Россия" Юрий щегольков. Причина этой привлекательности связана, в первую очередь, с историей города.
Касимовское ханство.
Изначально Касимов назывался Городец мещёрский - по названию мещёрской низменности, на которой он расположен. Основание города относят к 1152 году - он всего на пять лет младше Москвы и был заложен Юрием долгоруким как пограничная крепость владимирско - суздальского княжества. От первоначального Городца мещерского сейчас ничего не осталось - территория была приграничная, часто подвергалась монгольским набегам, в 1376 году город и вовсе сожгли дотла, а потом отстроили заново на новом месте - так появился новый низовой город. Новое название город не носил и ста лет.
В середине XV века город передают татарским царевичам Касиму и Якубу - это была часть откупа московского князя Василия II темного, которого татары взяли в плен после неудачного похода на Казань. Так появилось касимовское ханство, которое, по одной из версий, играло роль буферного государства между московским княжеством и казанским ханством. Уже тогда в этом месте начинает проявляться раздвоение, которое сохранится еще много веков: московские князья называют касимовских правителей царевичами, а территорию - касимовским царством, а татары именуют земли ханством, а правителей - ханами. Здесь появляются татарские улицы, строятся мечети, возводятся ханские каменные минареты - текие. Город становится священным местом погребения потомков Чингис - хана - "Куруком", вокруг вырастают татарские поселения, но при этом сохраняется и русская речь с русской культурой.
Позднее касимовские правители, получившие земли от Москвы, начинают поддерживать ее даже в русско - казанских войнах. Так шах - али вместе с Иваном грозным несколько раз участвует в походах на Казань. Оценив свои силы, жители Казани предложили пойти на компромисс: они соглашаются признать касимовского хана шах - али своим правителем, но с условием, что тот женится на их царице сююмбике. Однако самой царице такая идея не понравилась - она хотела сохранить престол для своего трехлетнего сына, а вовсе не передавать наследство потомкам касимовского хана.
Чтобы избавиться от нежеланного жениха, сююмбике решает отравить шах - али. По свадебной традиции она отправляет ему угощение и расшитую шелками одежду, но касимовский хан не спешит принимать подарки: еду он кидает собаке, а одежду примеряет на приговоренного к смерти раба. Раб и собака умирают, а шах - али в ярости просит помощи от Москвы, чтобы непокорную царицу силой доставили в Касимов. Так, против своей воли, сююмбике становится женой шах - али, и касимовский хан получает власть в Казани. Однако завоевать авторитет среди местного населения ему так и не удается: шах - али продержался на престоле всего один месяц, после чего решением Ивана грозного был выслан обратно в Касимов.
Казанской царице сююмбике тоже пришлось остаться в Касимове вместе с нелюбимым мужем. Тот держал ее взаперти до самой смерти, а ее сына решил воспитывать отдельно от матери: дал ему имя Александр, велел обучить русскому языку и воспитывать в соответствии с русскими традициями. Мальчик не дожил до 18 лет, сама царица умерла еще раньше. По легенде последнюю казанскую правительницу похоронили тоже в Касимове: в гробнице шах - али, помимо захоронений самого шах - али, его семьи и родственников, есть одна безымянная могила. Многие считают, что именно там и покоится сююмбике, имя которой касимовские ханы хотели стереть из памяти потомков.
От столицы до провинции.
Отдельное ханство внутри России становилось все более неудобным и с первой четверти Xvii века русское правительство стало ограничивать права касимовских царей. В городе начали активно строиться храмы и монастыри, многие татары принимали православие, но при этом сохранялись и мусульманские традиции: пока одна часть населения спешила в мечеть, другая под колокольный звон собиралась в церкви.
Касимовское ханство постепенно стало все больше зависеть от Москвы и, когда в 1681 году умирает последняя правительница Касимова Фатима - султан, - ханство входит в состав дворцовых волостей.
В Xviii - XIX веках в Касимове активно развивается торговля: выгодное географическое положение на реке оке позволяет купцам активно продавать меха, татарские мерлушковые шубы (мерлушка - выделанная шкурка ягненка из грубошерстной породы овец - примеч. ред. ), Кожаные сапоги. В городе открывается несколько кожевенных заводов и две канатно - прядильные фабрики. Здесь появляется первое на оке регулярное движение пассажирских и грузовых пароходов - жизнь кипит, торговля идет, а знаменитые касимовские ярмарки собирают людей со всех ближайших городов и сел - где еще можно купить татарские и русские товары с одного прилавка и при этом быстро переправить покупки по реке практически в любую нужную точку.
В XX веке торговля сходит на нет, за храмами и усадьбами перестают следить, они постепенно начинают разрушаться. Касимов, к которому не дошла железная дорога, превращается в типичный провинциальный городок.
Касимовский туристический кластер.
Однако самобытность Касимова никуда не делась - смешение культур в нем до сих пор чувствуется. В местных кафе после русского борща можно съесть на десерт татарский чак - чак, а на улицах рядом с купеческими домами стоят типичные татарские постройки с шаровидными навесами и алебастровыми украшениями. И в последние годы этот потенциал начал реализовываться.
В 2015 году в Касимов пришел московский инвестор - предприниматель и реставратор Андрей Филиппов - и выкупил дом кастрова - старинную усадьбу, построенную в 1815 году архитектором и. с. Гагиным. В усадьбе планируют восстановить интерьеры XIX века и открыть четырехзвездочную гостиницу. Для привлечения других инвесторов решили сделать туристический кластер "Касимовский" - это проект, по которому предприниматели на льготных условиях могут брать исторические дома и после реставрации использовать их для своего бизнеса - открывать тематические гостиницы, кафе или магазины. Сейчас по этому проекту, помимо дома кастрова, реставрируется усадьба Карамышева, где планируют устроить музей касимовского ханства, а из центральной улицы советской хотят сделать "Купеческую Слободу" и привести все фасады зданий, вывески и тротуары к единому стилю.
Местная татарская национально - культурная автономия сделала сквер царицы сююмбике недалеко от мечети и поставили там памятник последней татарской правительнице.
- не везде в нашей стране можно встретить так близко соседствующий полумесяц и православный крест. Такой симбиоз, многовековое соседство двух религий отложило свой отпечаток на архитектуре города - это очень хорошая база как для культурно - познавательного туризма, так и для религиозного, - рассказывает заведующая туристско - информационного центра (тиц) Касимова Елена Путилина.
По статистике тиц каждый год количество туристов в Касимове растет на пять тысяч человек: в 2016 году в город приехали было 64 тысячи туристов, в 2017 - 69 тысяч, в 2018 - 74, 5 тысячи туристов. В Касимове появилась туристическая навигация: указатели с основными достопримечательностями, таблички с QR - кодами на исторических домах, бесплатный аудиогид IZI. Travel по центральной площади и по дороге от Рязани до Касимова. Путешественники чаще приезжают самостоятельно и проездом, а значит нужно делать маршруты, которые можно пройти без гида, но получить информацию о городе.
Есть еще и круизные путешественники - Касимов стоит на оке и в сезон сюда заходят корабли, в том числе - в рамках "Московской Кругосветки" (единственный в мире кольцевой теплоходный маршрут по рекам - примеч. ред. Навигационный период короткий - с мая по июнь и иногда с сентября по октябрь - в другое время ока либо мелеет, либо замерзает. Прибывать в Касимов по реке удобно - сразу попадаешь в самый центр, к касимовскому историко-культурному музею - заповеднику. Все остальные музеи частные: музей самоваров, музей колоколов, музей бабочек и стрекоз и новый музей необычных коллекций, в котором можно посмотреть на разные собрания - от минералов до фарфоровых кошек.
Для продвижения города туроператоры даже включили его в туристический маршрут "Южные Рубежи Золотого Кольца". В него вошли Тула, Коломна, Рязань, константиново, а с недавних пор добавился еще и Касимов. По оценкам туроператора "Магазин Путешествий", работающего с малыми городами, спрос на обновленные маршруты в последнее время увеличился: люди, которые проехали золотое кольцо и другие более популярные направления, хотят открывать новые места. Важные факторы при выборе направления здесь - близость к Москве и интересная история - как раз то, чем отличается Касимов. Анастасия обуденкова.