Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Екатерина юнге - одна из первых в России признанных женщин - живописцев.

18.11.2023 в 11:54

Наталья швец.
Одной из первых российских женщин - живописцев и педагогов, получивших известность в стране за рубежом, стала Екатерина юнге. Урождённая толстая, она удостоилась звания почётного вольного общника академии художеств за картину "Заброшенный Парк". С 1887 года преподавала в строгановском училище. Предпочитала писать пейзажи.


Екатерина юнге - одна из первых в России признанных женщин - живописцев.
Художница работала в технике масла, акварели и энкаустики, писала и рисовала ландшафты, натюрморты, интерьеры. Картина "Осенний День в Саду Лефортовского Дворца в Москве" - один из немногих сохранившихся образцов её пейзажного творчества. Написала она её в 1892 году.
Перед зрителем предстаёт безмятежный солнечный осенний день. Парк, освещённый мягкими солнечными лучами, навевает лирическое настроение. Пейзаж сочными и яркими красками восхищает. Зрителя так и тянет туда, хочется оказаться на берегу озера, прогуляться вдоль него, полюбоваться золотой листвой ….

Судя по всему, похожие чувства охватили и Павла Третьякова, когда тот увидел пейзаж. Коллекционер приобрёл картину у автора и теперь она находится в государственной третьяковской галерее. А одноимённый этюд к картине экспонируется в музее - заповеднике в. Д. Поленова.
Кстати, в конце XIX - начале XX века подобный лирично - ностальгический образ природы нередко был связан с изображениями старинных парков в барских и дворцовых усадьбах, которые стали своего рода символами уходящей эпохи.

Екатерина юнге.
Екатерина Фёдоровна юнге, урождённая толстая, была младшей дочерью живописца и скульптора, вице-президента императорской академии художеств Фёдора толстого. В истории искусства она известна под фамилией своего супруга, врача - офтальмолога Эдуарда юнге. Он, кстати, был основателем крымского дачного посёлка Коктебель.
С детства в доме отца Екатерина видела многих замечательных деятелей науки и культуры. Писатель Алексей Константинович толстой приходился ей двоюродным братом, а великий лев Николаевич толстой - троюродным. В собрании третьяковской галереи, кстати, есть детский портрет Екатерины Фёдоровны (Пётр шамшин. "Портрет Екатерины Фёдоровны Толстой", 1845.
В 1870-е годы юнге брала уроки живописи у мастеров пейзажного жанра Арсения мещерского и Михаила Клодта, писала натурные этюды в окрестностях Выборга. В 1878 году за исполненную на их основе картину "Жатва" на всемирной выставке в Париже художницу наградили малой серебряной медалью.
Потом Екатерина своё мастерство в Дюссельдорфе совершенствовала. Она занималась под руководством видных представителей дюссельдорфской школы пейзажиста Освальда ахенбаха и жанриста Беньямина вотье.

Помимо изобразительного искусства, юнге активно занималась писательством. Также вела разнообразную общественную деятельность, участвовала в распространении в России женского образования.
Одна из первых женщин - живописцев.
Она стала одной из первых российских женщин - живописцев и педагогов, получивших известность в стране за рубежом. Медалистка выставок - всероссийской и парижской всемирной … для женщины того времени - это выдающее достижение.
В творчестве юнге преобладали пейзажи с видами крымской природы, а также портреты современников. В настоящее время её произведения находятся в государственной третьяковской галерее, государственном литературном музее в Москве, музее - усадьбе в. Д. Поленова, феодосийской картинной галерее, других галереях и частных коллекциях.
Екатерина Фёдоровна свой след и в литературе оставила. Её перу принадлежит исследование "Русские Женщины в Искусстве".
Знакомства с замечательными людьми.
На протяжении своей долгой жизни Екатерина Фёдоровна знала многих замечательных людей. В доме её отца бывали лучшие представители искусства. В их числе близкий друг родителей Тарас Григорьевич шевченко. Благодаря таким близким знакомствам большой интерес представляют написанные юнге "Воспоминания", охватывающие середину ХIХ века (1843-1863.

Она поддерживала связь с ясной поляной, переписывалась с Фёдором Достоевским, дружила с историком Николаем Костомаровым, лично знала Тараса шевченко, Николая Ге, Василия Поленова и многих других. Её пейзажи регулярно появлялись на выставках общества русских акварелистов, а дом посещали талантливые художники и писатели.
Долгие годы её связывала дружба с поэтом Максимилианом Волошиным. Через него она с Мариной Цветаевой познакомилась. В одном из писем Максимилиан Волошин так характеризует свои впечатления от произведений юнге: "Показывала она мне Серию Своих Картин, Нарисованную Этим Летом в Ялте, и на Меня так и Пахнуло Крымом, Горами, Запахом Фьялок, Морским Воздухом, Ароматом роз, - Всем тем, что так Живёт, Дышит и Блещет на её Картинах … По-моему, Никто так Хорошо не Передает все Тонкости Крымского Пейзажа, как она".
Словом, Крым был лучшим местом для творчества Екатерины Фёдоровны. Ей нравилось писать пейзажи и цветы Крыма. Особое место в её творчестве занимали любимые розы. В коллекции дома - музея Волошина хранятся два её этюда с розами.

Отношения с Львом толстым.
Лев толстой, по его выражению, "Зачитывался её Воспоминаниями не в Положенное Время". В тех же своих "Воспоминаниях" Екатерина юнге пишет о начале своего знакомства с писателем, когда он после крымской кампании приехал в Петербург и посетил дом её отца.
Она пишет: "После Войны Приезжал в Петербург и Явился к нам Л. Н. Толстой; он Тогда был ещё Очень Молод, но его Произведения Читались Нарасхват; он уже Стоял Наряду с Лучшими Писателями, а наш Кружок Ставил его Выше Многих; в его"детстве" и "севастопольских рассказах" веяло чем-то совсем новым, но таким, что находило отголосок во многих сердцах".
Почти через тридцать лет Екатерина Фёдоровна возобновила знакомство с толстым, прочитав его "Евангелие". И сам лев Николаевич с большой теплотой относился к ней. Она многократно бывала у него, вела с ним переписку. В работе над повестью "Хаджи Мурат" толстой использовал характеристики личности царя Николая I из заметок юнге.
По свидетельству писателя Сергея елпатьевского, Екатерина Фёдоровна "Удивительно Походила Лицом на Льва Николаевича", "и не одним только лицом, - в ней много было толстовского".

Семья.
Екатерина и Эдуард юнге воспитали четверых сыновей: Владимира, Фёдора, Александра и Сергея. С 1890 г. супруги жили раздельно. Владимир и Сергей, умершие в 1902 г., похоронены рядом с отцом, в семейном склепе юнге на прибрежном холме близ их имения в Коктебеле. Екатерина Фёдоровна юнге скончалась 20 января 1913 года в Москве, похоронена на кладбище при донском монастыре.