"Дом с Химерами" Городецким как прибыльный задумывался.
Как правило, в такие дома старались меньше вложить и больше заработать. Красивым делали только фасад, а внутри - как придется. Но только не городецкий. Он был эрудированным и неординарным, таковы и его творения - внутри и снаружи.
В 1890 году молодой архитектор Владислав Городецкий, окончив императорскую академию искусств в Санкт-петербурге, прибыл в киев. Первым делом вступил в императорское общество охотников, членам которого были чуть ли не все представители административной и бизнес - элиты тогдашнего Киева. "От Знакомств до Заказов" - так написал об этом периоде своей биографии будущий мэтр.
Конец 19 века в Киеве очень напоминал нынешние времена. Появились новые виды бизнеса, большие, частные капиталы и имиджевая конкуренция "Олигархов". Это давало возможность архитекторам воплощать в жизнь самые смелые идеи. Так как по части творческого эпатажа и житейского прагматизма у Городецкого был большой талант, он сыграл по - крупному. Заимев собственный цементный заводик в украинской столице, предприимчивый мастер создавал декор для своих творений фигурами из цемента.
Городецкий был эпатажным человеком. Гулял по Киеву с обезьяной на плече, носил кожаный костюм, одним из первых купил автомобиль, разбирался во всех технических новинках того времени.
Квартиры у городецкого печное отопление имели. Предполагали высокий уровень комфорта, поэтому размер годовой оплаты за них был соответствующим. На первом этаже размещались две конюшни с комнатами для кучеров, экипажный сарай, прачечная и коровник. Жильцы каждое утро натуральное молоко пили. На первом этаже сдавались самые дешевые квартиры. В каждой была прихожая, ванная, кухня, клозет, кладовка и две - три комнаты. На верхних этажах было по одной "Панской" квартире. За домом был садик с фонтаном, дорожками и декоративными насаждениями.
В стены дома Городецкого вмурованы скульптурные изображения носорогов, жирафов, львов, крокодилов, антилоп и других африканских зверей. Бетонные слоновые хоботы водосточные трубы заменяют. В то время считалось, что Городецкий украсил свой дом каменными фигурами зверей в память о своих охотничьих поездках в Африку. В действительности, Городецкий совершил путешествие в Африку и написал книгу о сафари не до, а после окончания строительства. Поэтому скульптуры - это не фотоальбом воспоминаний о слонах и носорогах, а фантазия, мечта о них.
На третьем этаже дома с химерами находится квартира.
Городецкого. В 1901 году она состояла из кабинета, большой и малой гостиных, столовой, будуара, спальни, детской, комнаты для гувернантки, прихожей, трех комнат для прислуги, коридора, кухни, двух клозетов и кладовых. В отличие от других жильцов, которые попадали к себе в квартиры по лестнице, у Городецкого был отдельный вход с улицы банковой.
В интерьерах квартиры городецкого царит модерн с элементами барокко. Главный пластический сюжет дома - образ рыбины. Огромные сомы с девушками и рыбы с переплетенными хвостами - это типичный сюжет стиля барокко - эпохи морских приключений и великих географических открытий. Но есть здесь и другие сюжеты. Например, скульптура "Битва Орла с Пантерой" на отдельном постаменте справа от парадного входа; орел, бьющейся с драконом.
Все изображенные на доме существа есть в природе, кроме одного - единственного чудовища, которого клюет орел на юго-восточном карнизе.
Вестибюль парадного подъезда архитектор "Морское дно назвал". От пола до потолка стены расписаны морскими сюжетами: темно-зеленые глубины вод, разбившейся о рифы затонувший корабль, стаи рыб. На потолке - горельеф гигантского спрута. Люстра - ракушка держится на переплетенных хвостах двух рыб.
Бетонная саванна на крыше дома "Дышит" и "шевелится" в лучах солнца. А интерьер внутри напоминает жилище охотника: вдоль стен висят лепные вязки битых фазанов и куропаток, оленьи рога, подвешены за связанные ноги подстреленные косули. Тут же растительные орнаменты: дубовые листья и сосновые ветки с шишками, сплетенные рыбы, сказочные птичьи лапы, купидоны с луками и стрелами. Потолок конференц-зала поражает воображение: цветы тюльпана переплетены с арбузами, плодами киви, початками кукурузы и виноградной лозой, висят лепные связки рыб и кабаньи головы.
Некоторые искусствоведы считают дом с химерами, с крыши которого рвутся вниз морские твари, гигантские жабы, прекрасные нимфы, орлы, львы, русалки и носороги, идейно - стилистическим родственником соборов Барселоны конца 19 века. Их объединяет любовь к экзотическому миру Африки. Украина@Modern_era_Architecture.