Дом бальо. Дом бальо?
(Кат. Casa Batll? ; Иногда транслитерируется в русский как "Батло" или "батльо", также известен как "дом костей" - жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа бальо - и - касановаса по адресу: пассеч - де - грасиа (Passeig de Gr? cia), 43 в районе эшампле (кат. Eixample, Барселона и перестроенный архитектором Антони гауди в 1904-1906 годах.
Ещё не окончив работы по строительству парка гуэля, гауди получил заказ на переделку доходного дома, принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа бальо - и - касановас и расположенного по соседству с модернистским домом амалье. Владелец дома собирался снести старое здание 1875 года и построить на его месте новое, но гауди решил иначе.
Сохранив исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, гауди спроектировал два новых фасада. Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний - внутрь квартала. Кроме того, гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, и прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши. Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания. Идея придания световому двору особого значения, впервые реализованная в доме бальо, была использована гауди и в ходе строительства дома мила.
Многие исследователи творчества гауди признают, что реконструкция дома бальо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные решения гауди будут диктоваться исключительно его собственным пластическим видением без оглядки на известные архитектурные стили.
Наиболее замечательной особенностью дома бальо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях фасада, высеченных из тёсанного камня, добываемого на барселонском холме монжуик, так и в оформлении интерьера. Существует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона - излюбленного персонажа гауди, возникающего во многих его творениях. Победа покровителя каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в "Хребет Дракона", представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую "чешую" чудища и усеян костями и "черепами" его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.
Как и в других произведениях гауди, в доме бальо тщательно продуманы мельчайшие детали конструкций и декорации. Интересно оформление светового двора, где архитектор создал особую игру светотени: для достижения равномерного освещения гауди постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего, интенсифицируя его по мере продвижения снизу вверх и завершая настоящим всплеском лазури в отделке дымовых и вентиляционных труб. Той же цели служит и изменение размеров выходящих в патио окон (они постепенно уменьшаются с высотой. Элегантная и функциональная мансарда дома организована при помощи параболических арок, применяемых гауди и при реализации других проектов.
Все декоративные элементы дома выполнены лучшими мастерами прикладного искусства. Кованные элементы созданы кузнецами братьями Бадия, витражи - стеклодувом жузепом пелегри, изразцы - П. пужолом - и - баусисом сыном, другие керамические детали выполнил Себастьян - и - рибо. Облицовка главного фасада была полностью изготовлена в г. манакор (остров мальорка. Предметы мебели, созданной гауди при оформлении интерьера, в настоящее время входят в собрание дома - музея гауди в парке гуэля.
Дом бальо находится рядом с домом амалье и домом Лео морера и вместе с ними является частью "Квартала Несогласия", названного так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий.
В 1962 году дом бальо был объявлен художественным памятником Барселоны, в 1969 году - памятником национального значения, в 2005 году включён в список всемирного наследия юнеско.