Всё об интерьере для дома и квартиры

Лучшие идеи для дизайна интерьера, полезные советы, интересные статьи

Деревянное зодчество. От кудрявых стружек тянет смолью, духовит, как улей, белый сруб.

19.11.2023 в 16:54

Крепкогрудый плотник колья тешет.
На слова медлителен и скуп.
Тёпел паз, захватисты кокоры, крутолоб тесовый шоломок.
Будут рябью писаны подзоры, и лудянкой выпестрен конёк.
По стене, как зернь, пройдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки, чтоб избе - молодке в красной щубке.
Явь и сонь мерещились - легки.
Крепкогруд строитель - тайновидец, перед ним щепа, как письмена:
Запоет резная пава с крылец, брызнет ярь с наличника окна.
И когда очёсками кудели.
Деревянное зодчество. От кудрявых стружек тянет смолью, духовит, как улей, белый сруб.
Над избой взлохматится дымок -.
Сказ о красном древоделе пойдет.
По лесам, на Запад и Восток.
Стихи - Николай Клюев.
Памятники деревянного зодчества - весьма хрупкая часть нашего историко-культурного наследия.
Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и малых корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений.
Древняя Русь, хотя и имела немало городов, но основа ее была деревня. Именно в ней сформировались строительно - архитектурные особенности деревянного зодчества, начиная от архитектурно-планировочных решений и до выбора стандартов - модулей при сооружении разных видов построек.
На принципах построения жилых и хозяйственных построек остановимся. Первый - компактность сооружений, для того, чтобы терять как можно меньше тепла в суровых климатических условиях. Здесь использован принцип живой природы - минимальное отношение поверхности тела к объему, так как тепло теряется через поверхность. Поколения мастеров - плотников искали и нашли способы их соотношения, приближающие рукотворные сооружения к природному оптимуму.
Второй - дом ставился на высоком подклете, который отделял жилую часть от поверхности земли воздушной подушкой, своеобразным теплоизолятором, и одновременно воздух изолировал жилье от влаги, идущей от земли. Бревна берестяными и моховыми прокладками разделялись. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен. Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры. Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу. Часто сруб на валуны ставился. На севере их хватало с лихвой - память о ледниках, покрывавших в прошлом северо-запад и север России.
В-третьих, козырек крыши выносился до полутора метров над стенами, он служил защитой от атмосферных осадков.
В-четвертых, все хозяйственные постройки собирались под одну крышу. С помощью разнообразных переходов можно было легко пройти из избы в хлев, в амбар, в подсобные помещения. Возник особый весьма ценный тип жилого комплекса - "дом - Двор", представленный на русском севере многочисленными разновидностями.
Но, какая деревня и какое хозяйство обходились без гумна, амбаров, овинов, сараев, бань, ледников и многих других построек? Были и общественные инженерные постройки - мосты, ветряные и водяные мельницы. Пожалуй, наиболее разнообразны были ветряные мельницы, их типы и размеры значительно различаются. Они всегда ставились на наиболее возвышенном, продуваемом месте - вершине холма, на речном высоком мысе - крутояре, где ветру было где разгуляться. И. э. Грабарь отмечает различия ветряков по реке Онеге и подвинью: первые - короче и приземистее, вторые - выше и стройнее, что связано с особенностями ветрового режима. Но и те, и другие ставились на господствующих высотах около сел и деревень и, махая своими крыльями - лопастями, издали привлекали путников.
Дом или, шире говоря, жилище, работал как фильтр по отношению к окружающей среде: обогревал зимой, сохранял прохладу в знойные дни лета, не допускал ни сырости, ни духоты. Конструкция дома создавала главный переход от внутреннего пространства к наружному через ряд переходов - шлюзов, например, сеней. Дом как бы частью окружающей природы был. Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника, иногда - квадрата. В зависимости от состояния владельца, его доходов, дома могли быть пяти - и шестистенные, обширные, с мезонинами, балконами, затейливыми крыльцами, что свидетельствовало о богатстве хозяина.
С чрезвычайно отдаленных времен вырабатывались как сами плотничьи приемы, так и та терминология, которая сохранилась на севере до наших дней. Слова "Стопа", "сруб", "клеть" говорят о форме и способе постройки деревянных сооружений. Древний термин "Хоромы" означал соединенную в одно целое группу жилых богатых помещений. Отсюда же произошло слово "Храм", в котором (будь он каменный или деревянный) "скрывается определение богатого жилища" (и. э. Грабарь.
Селения были не просто скопищем домов, они выстраивались по берегам рек и озер, как бы любуясь своей красотой в зеркале вод. На севере значительная ширина улиц определялась высотой солнца, так как затененность несла дополнительный импульс холода. На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. Кроме того, учитывали экспозицию склона, направление господствующих ветров, уровень подъема речных вод весной, в половодье. От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками.
Соразмерность зданий, их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов. Мерой была красота и сам человек, его пропорции. Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как "Золотое Сечение" в Средиземноморье, притягивали взор человека. На бессознательном уровне пропорции живого создавали соразмерность природного и рукотворного. Неповторимость природных особенностей, непозволительность нарушения природной гармонии, поддерживаемая вековой народной мудростью, были той основой, которая рождала индивидуальность каждого поселения.
Каждое сооружение, от простой бедной избы, до хором и храмов, украшено, декорировано резьбой. Глухая и более поздняя пропиловочная резьба дом опоясывает. Фасад дома - чело, декорировано резными деревянными "Полотенцами", окна обрамлены узорчатыми наличниками. В домах богатых крестьян - затейливое, у бедняка - попроще, но везде взор притягивает резное кружево. Истоки русской народной резьбы, по мнению специалистов, уходят корнями в скандинавскую мифологию и язычество. Солнечный круг - солярный знак - явный языческий символ. Завершение крыши дома - охлупень в виде резного коня - очевидно, происходит из дохристианских обычаев. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба. Очевидно, что во влажном и холодном климате быстрее уничтожается барельефная, а тем более горельефная резьба. На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие "Перехваты" и "пояски", то кругляки, из которых появлялись "дыньки", "грибки", "маковицы" и тому подобная прелесть. Русская резьба делалась "на Глаз", "по чувству", отсюда ее свобода. Глазомер мастера, выверенный природой, смягчает геометрический орнамент и оживляет ритмику рисунка.
Всего в нашей стране существует несколько десятков музеев деревянного зодчества. Один из первых музеев под открытым небом возник на острове Кижи онежского озера, вокруг кижского погоста, включающего два сказочных по красоте своей храма и колокольню, связывающую их в архитектурный, неповторимый ансамбль. Гряда, пересекающая остров, настолько гармонирует с рукотворным чудом, что человек испытывает радость и счастье, любуясь величием открывшегося перед взором ландшафтом. Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг. по проекту известного архитектора - реставратора а. в. ополовникова. Недаром у пристани, к которой прибывают в теплое время года суда встречает туристов небольшой бюст а. в. ополовникова, - идеолога, собирателя и планировщика музея, собравшего лично или с помощью коллег и исследователей около 100 объектов деревянного зодчества Карелии и заонежья.
Утраты многих сторон северного быта, памятников зодчества, требовала создания научного этнографического музея под открытым небом, где сохранились бы шедевры русского деревянного зодчества. Выбор места произведен был весьма удачно - недалеко от г. Архангельска, в живописном ландшафте у селения малые корелы. На возвышенном правом берегу реки северной Двины, рассеченном небольшой речкой корелкой, с холмистым рельефом, небольшим фрагментом коренных хвойных и лиственных лесов, с опушками и покосами, оврагами с родниками, зарослями кустарников и проплешинами полей, а также обрывами и небольшим болотцем была организована обитель для памятников, привозимых из разных частей огромной, до революции 1917 г., архангельской губернии. Москва и Ленинград стали первыми разработчиками плана размещения объектов деревянного зодчества, выбора их среди других для показа на территории музея. Необходимо было найти эти памятники деревянного зодчества, обследовать и перевезти на территорию музея, где каждому региону было определено свое место, характерное для различных районов бывшей архангельской губернии. Регионы различались специализацией хозяйственной деятельности и, очевидно, по характеру архитектуры и быту.
Музейная композиция в малых корелах строится на построении музейной экспозиции на базе ландшафтно - средового метода, что позволяет учитывать историко-культурные особенности поселений, заложенных в различных ландшафтах.
Секторный показ дает возможность увидеть фрагмент деревни, где важны не только отдельные сооружения, но и их взаимоотношения друг с другом. В результате удается показать все многообразие народного деревянного зодчества русского севера.
Своеобразным символом музея деревянного зодчества является колокольня - звонница кулика драковенова, вывезенная из-под села красноборск. Чуть левее входных ворот посетителя встретит деревянная мельница из деревни большая шалга онежского района, один из наиболее архаичных типов - "Столбовка на Ряже".
Центром любой усадьбы на севере был дом. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает. Здесь представлены "Курные" и "белые" каргопольские, ошевенские избы - четырехстенки, топившиеся "по-черному", из деревни гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей. Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг. и увидеть в деревнях низ, гарь, погост удивительно гармонично встроенные в ландшафт дома, зерновые амбары, колодцы, а также баньки, сбегающие к речке.
Обзорная тропа туриста от сектора к сектору ведет. Знакомство с особенностями хозяйственной деятельности и быта, чертами материальной и духовной культуры весьма основательно и глубоко продумано в предоставленной экспозиции. На переходах к важскому и мезенскому секторам стоят часовенки, как бы приглашая посетителя задуматься о душе, сбросив физическую усталость дороги. Невозможно описать все особенности каждого сектора музея, а тем более, каждого из 120-ти с лишним памятников. В мезенском секторе, где многие селения располагаются по высоким обрывистым речным берегам, для их укрепления рубили подпорные стенки, на них делали деревянный настил. На настил ставили амбары, ледники.
Пинежский сектор, расположившийся у лесного массива, удивляет тем, что избы здесь поставлены в "Порядок", лицом к солнцу.
Архитектурный ансамбль подвинья построен вокруг красивейшей георгиевской церкви Xvii в. из села вершина верхнетоемского района.
Поморский и важские сектора - самые "Молодые", они еще насыщаются экспонатами, но уже готовы показать тяжелый труд поморов в морском зверобойном промысле, речном и морском рыболовстве. Здесь можно увидеть множество простых и хитрых приспособлений, снасти и небольшие суда.
Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное - староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи, и этот сектор был одним из "Хлебных" областей архангельской губернии. Нелегкий труд, представленный в экспозициях поморского и важского секторов, позволял выживать значительному, по здешним Меркам, населению. И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, "Черных Дырах" огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными. Музей в малых корелах экспонирует интерьеры изб, часовен, где представлена характерная обстановка, отражающая специфику материальной и духовной культуры северорусского населения. По материалам статьи олега борсука.

Деревянное зодчество. От кудрявых стружек тянет смолью, духовит, как улей, белый сруб. 01
Деревянное зодчество. От кудрявых стружек тянет смолью, духовит, как улей, белый сруб. 02
Деревянное зодчество. От кудрявых стружек тянет смолью, духовит, как улей, белый сруб. 03
Деревянное зодчество. От кудрявых стружек тянет смолью, духовит, как улей, белый сруб. 04
Деревянное зодчество. От кудрявых стружек тянет смолью, духовит, как улей, белый сруб. 05
Деревянное зодчество. От кудрявых стружек тянет смолью, духовит, как улей, белый сруб. 06
Деревянное зодчество. От кудрявых стружек тянет смолью, духовит, как улей, белый сруб. 07