Чайный дом перлова.
Знаменитый дом на мясницкой, построенный в 1890-1893 годах Р. и. Клейном для основателя чайной компании "Перлов и Сыновья" с. в. перлова.
Ул. мясницкая, д. 19 Москва Россия.
В конце Xviii века, когда родоначальник династии чайных королей, купец 2-й гильдии Алексей перлов открыл в московских торговых рядах лавку по продаже чая, в Москве лишь немногие знали о том, что это за напиток
. Более того, православная церковь в те времена проклинала "Китайскую Травку", считая ее так же, как табак и кофе, бесовским снадобьем. Но уже через полвека Россия закупала 360 пудов чая в год, причем особенно пристрастились к нему москвичи. В Москве много трактиров, - писал в 1845 году Виссарион Белинский, - и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай. Это народ, выпивающий в день по пятнадцати самоваров, народ, который не может жить без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах".
Сергей Васильевич перлов был представителем четвертого поколения известной купеческой династии перловых, отпраздновавших 1-го января 1887 года столетний юбилей своей фирмы. Этот юбилей отмечала не только купеческая элита Москвы, но и простой народ, собравшийся на площади перед их домом на 1-й мещанской улице. В этот же день всей семье перловых было пожаловано потомственное дворянство.
"Чайная Империя" перловых к концу 90-х годов уже имела 130 фирменных магазинов по России и за рубежом, давала большой доход в казну и не скупилась пожертвованиями на нужды народа. В их родовом имении под Москвой - в перловке - ими был возведен храм донской божьей матери, организован театр. В столице на их средства духовой оркестр и хор содержались.
Род перловых в купеческой среде был мы уважаем за энергичную деятельность, порядочность и благородство. Такую же характеристику снискал себе и владелец "Чайного Домика" на мясницкой. О Сергее Васильевиче говорили, что "это был Человек Благородной Души и Светлого ума, Отзывчивый на Чужое Горе, Отличался Цельностью Характера, Самостоятельностью, был Тверд, но Справедлив и Честен в Делах".
Чайный дом (дом перлова на мясницкой, чайный магазин перлова) - жилой дом и чайный магазин, построенный в 1890-1893 годах Р. и. Клейном для основателя чайной компании "Перлов и Сыновья" Сергея Васильевича перлова. В 1896 г. переоформлен к. к. Гиппиусом в традиционном китайском стиле.
Участок под строительство дома для чайной торговли был куплен Сергеем перловым на имя его жены - Анны Яковлевны - в 1875 году. До перловых его владельцами были известные дворяне: Никон волков, капитан Григорий Волконский, княжна М. Вяземская, генерал-майор лев Измайлов. В 1891 году на этом месте архитектором Р. Клейном после сноса старых построек было начато строительство нового каменного трехэтажного дома в стиле позднего ренессанса.
Однако связь бизнеса перловых с Востоком, в частности, с Китаем, побудили владельцев дома к переделке фасада в китайском стиле, что сделало его своеобразной и очень действенной рекламой. Кроме того, это было модно, так как именно в эти годы на смену классицизму, а затем и эклектике из Европы в Россию приходит новое архитектурное направление романтического историзма, с возвратом в эпоху готики, романского или древнерусского искусства, иногда в обращении к древней архитектуре Востока.
Работы для будущего "Чайного Домика" были поручены известному в архитектурной среде мастеру проектирования и декоративного оформления домов в национальном стиле к. Гиппиусу, который осуществил проект в 1895-1896 годах.
Обновленный фасад преобразился. Сочетание цветной штукатурки с многочисленными накладными керамическими деталями, сложенными в разнообразные китайские орнаменты по всем стенам, изменили внешний вид дома: он стал полихромным.
Немалую роль сыграли и отделочные скульптурные элементы. Все было доставлено из Китая. Но наиболее "Китайским" вариантом оказалась двухярусная башенка "пагода", венчающая здание по центру фасада, а также сильно разработанный рельеф стены с выносными кровельками из черепицы.
В то время в Москве ожидали приезда важного китайского сановника, с которым многие московские купцы надеялись заключить выгодные сделки о поставке китайского чая. В надежде привлечь гостя к себе перлов построил для него дом в стиле китайской пагоды, но тот остановился у другого купца в мещанской слободе. Перлов, однако, в убытке не остался - его чайный магазин приобрел в Москве огромную известность. И по сей день здесь находится один из лучших чайных магазинов города.
Кованые ворота, ограда крыши и балконов явились элементами, завершающими архитектурный образ.
Над высокими витринами, в филенках синего цвета красными стилизованными буквами были размещены надписи: "Чай, Сахар, Кофе", в картуше над входом "Сергей Васильевич перлов", "главный магазин" и т. д.
Внутренний интерьер магазина на первом этаже оформлялся одновременно с фасадом. Сюда же были завезены фарфоровые китайские вазы, китайская скульптура и мебель, громадный напольный ковер работы китайских мастеров.
История чайного дома перловых.
Архитектор Карл гиппиус.
Карл Карлович Гиппиус родился в семье петербургского профессора химии в 1864 году. С детства имел два увлечения - биологию и зодчество, но всё же выбрал последнее в качестве основной профессии. В 25 лет он окончил обучение в московском училище живописи, ваяния и зодчества с большой серебряной медалью, и поступил на работу к самому Роберту Клейну - одному из самых востребованных архитекторов конца XIX - начала XX века, построившему, в частности, здания музея изобразительных искусств им. А. с. Пушкина, цума, бородинского моста и других известных строений рубежа веков.
Трудолюбие и признание таланта коллегами позволили Гиппиусу получить первый большой заказ, Клейн спроектировал новое здание особняка, на участке, ранее принадлежавшем Волконским и Вяземским, в духе позднего ренессанса. Однако перлов так и не решился реализовать этот фасад. Его занимала другая идея: как показать москвичам красоту китайских зданий, которыми он восхищался в многочисленных деловых поездках на Восток? Сразу сделавший его знаменитым - проект отделки фасада и интерьера "Китайского" чайного дома на улице мясницкая в Москве. Здание было спроектировано Клейном по заказу семьи перловых. Эта московская "Чайная Династия" к концу XIX века уже четыре поколения успешно торговала чаем, имела более 130 фирменных магазинов по России и за рубежом. Семья перловых давала большой доход в казну и не скупилась пожертвованиями на нужды народа. Столетний юбилей фирмы в 1887 году праздновался с размахом, были организованы народные гуляния перед домом перловых. О Сергее Васильевиче Перлове говорили, что "это был Человек Благородной Души и Светлого ума, Отзывчивый на Чужое Горе, Отличался Цельностью Характера, Самостоятельностью, был Тверд, но Справедлив и Честен в Делах". Именно таким был первый заказчик молодого карла гиппиуса.
Эта идея очень органично вписалась в общие настроения архитектуры рубежа веков. Именно на рубеже XIX - XX веков на смену классицизму и эклектике (в духе которой работал Клейн) постепенно стал приходить так называемый романтический историзм: новая переработка готики, романской архитектуры, древнерусского искусства, архитектурных традиций Востока.
Гиппиус с энтузиазмом взялся осуществлять идею перлова и завершил работы за два года. В 1896 году (Гиппиусу 32, и он уже известный архитектор) на суд общественности был представлен готовый фасад и интерьер: многоцветная штукатурка, керамические детали, китайские орнаментальные узоры, рельеф стены с выносными кровлями из традиционной китайской черепицы, вершающая здание двухъярусная башенка … масса декоративных деталей и отделочных материалов для фасада и интерьера была доставлена для этого дома прямо из Китая. А всё то, что Гиппиус мог нарисовать и воплотить сам, было богато украшено сложным растительным орнаментом. "Чайный дом" огромный успех имел. Лучшей рекламы своему делу перлов вряд ли смог бы придумать: ведь многие приходили просто посмотреть на фасад и интерьер, а уходили обязательно с чаем.
Магазин на мясницкой - пример бережного отношения к фамильным ценностям, он никогда не менял своего предназначения, а его внешний вид сегодня копирует здание 1896 года. Когда дом обветшал, фасад осыпался, а перекрытия прогнили, внучка основателя чайного дома Жанна киртбая создала зао "Перловы и Ко" и отреставрировала здание.
Следующим крупным заказчиком Гиппиуса стала семья Бахрушиных, для которых в дореволюционные годы он построил более шести зданий (особняков и доходных домов. Самым известным из этих зданий является псевдоготический особняк а. а. Бахрушина на зацепском валу, 12 (ныне государственный центральный театральный музей им. А. а. Бахрушина. К концу XIX века оформился собственный стиль Гиппиуса, похожий на бельгийский модерн. Но источником вдохновения для Гиппиуса послужила совсем не Бельгия, а собственный устойчивый интерес к биологии, не покидавший его с детства. Первым ярким образцом стиля Гиппиуса особняк в староконюшенном переулке стал.
Хобби, так и не превратившееся в профессию, занимало большую часть жизни Гиппиуса. Он поддерживал (не только финансово) московский зоопарк и был одним из самых известных и сведущих аквариумистов Москвы. В 1910 году он устроил в своём доме большой аквариум для посещения публики - это была дополнительная экспозиция московского зоопарка. Также его занимала фотография, и он увлекался ею настолько серьёзно, что в 1910 году стал председателем московского фотографического общества.
Именно хобби натуралиста - любителя, проявившееся в сотрудничестве с зоопарком, определило судьбу Гиппиуса в послереволюционные годы. Архитектор не захотел уезжать из страны, разделял романтические революционные идеи и надеялся, что революция принесёт прогресс. Руководство зоопарка после национализации его в 1919 году пригласило Гиппиуса штатным архитектором, и в дальнейшем основная его деятельность была связана с разработкой строений и созданием среды, максимально комфортной и приближенной к естественным условиям обитания зверей зоопарка. После присоединения к территории зоопарка морозовского сада в 1925-27 годах Гиппиус спроектировал и построил основные сооружения новой территории - "Турью Горку", обезьянник, "остров зверей", "полярный мир". Несмотря на то, что эти сооружения перестраивались и дополнялись в связи с изменением численности обитателей зоопарка, общая планировка и архитектурная логика территории зоопарка до сих пор именно такая, какой видел её Гиппиус.
Двадцать последних лет жизни его были посвящены зоопарку. Так сошлись воедино два главных интереса его жизни: архитектура и биология. Гиппиус был бессменным главным архитектором зоопарка до дня своей кончины в 77 лет, на следующий день после начала великой отечественной войны.
Читайте далее об интерьере для дома http://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/interer-dlya-doma