Благовещение пресвятой богородицы в христианском искусстве.
В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от бога в город галилейский, называемый Назарет, к деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся. Благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал ей ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя: Иисус
. Он будет велик и наречется сыном всевышнего, и даст ему господь бог престол Давида, отца его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству его не будет конца. Мария же сказала ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю? Ангел сказал ей в ответ: дух святый найдет на тебя, и сила всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое святое наречется сыном божиим. Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, раба господня; да будет мне по слову твоему. И отошел от нее ангел. Лука, 1: 26-38.
Благовещение празднуется 25 марта - ровно за девять месяцев до рождества христова. Это самый древний праздник в честь девы Марии. Празднование благовещения восходит к IV веку. История христианской - как западной, так и восточной - живописи отражает то огромное значение, которое имеет этот праздник: еще Иоанн Златоуст называл его "Первым Праздником" и "корнем праздников". Итак, в IV веке он был известен, но ни в IV, ни в V веке еще не стал общераспространенным (например, о нем нет упоминания у Августина.
Начиная по крайней мере со II века, благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея лионского. Мария "Новой Евой становится". В тексте знаменитого гимна Ave Maris Stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к "Новой Еве". Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу: "Смерть - Через Еву, Жизнь - Через Марию". Августин писал: "Через Женщину - Смерть, и Через Женщину - Жизнь".
Считается, что бог отправил архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в какой произошло сотворение мира (подробнее о числе см. Ниже), - таким образом, человечеству был дан второй шанс.
Таинственное зачатие девы Марии, по учению православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар богу самое чистое его творение - деву, способную стать матерью сына божия, а бог, приняв дар, ответил на него даром благодати святого духа 2.
Прядение в момент благовещения Марией пряжи для завесы иерусалимского храма, известное по апокрифам, приобретают дополнительный смысл в толкованиях, так как пряжа становится аллегорией плоти христовой, символом того, что Мария избирается одеть святыню божества багряницей своей плоти. Андрей критский (великий канон, песнь Viii) пишет: "Яко от Оброщения Червленицы, Пречистая, Умная Багряница Еммануилева, Внутрь во Чреве Твоем Плоть Изткася: тем же Богородицу Воистину Тя мы Почитаем" ("как из цветного пурпура во чреве твоем, пречистая, соткалась мысленная порфира - плоть Эммануила". Послание к евреям апостола Павла (евр. 10: 19-20) сравнивает завесу храма с плотью Христа: "Итак, Братия, Имея Дерзновение Входить во Святилище Посредством Крови Иисуса Христа, Путём Новым и Живым, Который Он Вновь Открыл нам Через Завесу, то Есть Плоть Свою". Это уподобление основано, в частности, на том, что завеса, закрывавшая вход в святое святых, разорвалась в момент распятия сверху донизу (Мф. 27: 51; мк. 15: 38; Лк. 23: 45), также и тело Христа было распято, чтобы кровь его открыла доступ в небесное святилище.
Основные атрибуты.
Лилия - символ непорочности девы Марии и чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или просто в интерьере, в вазе. 7 цветов лилии - семь радостей Марии.
Прялка, веретено (с красной пряжей) - символ того, что Мария избирается одеть святыню божества багряницей своей плоти 39, образ плоти христовой. В руке Марии, служанки (ср. Мойры) или просто в интерьере. Со временем уступает свою популярность изображению книги.
Книга пророка Исайи, которую читает Мария (иногда видны слова: "Се Дева во Чреве Примет" (Ис. 7: 14. Как правило, она лежит на аналое.
Райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь как символ примирения бога и творения. Иногда вместо неё трезубец, посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия.
Луч света, в котором спускается святой дух.
Колодец - символ чистоты Марии, Fons Hortorum (садовый источник. Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия.
Кувшин, с которым Мария вернулась от колодца (изображается редко.
Ласточка - символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения (изображается редко).
Благовещение, мозаики на двух столбах Софии киевской, ок. 1040 благовещение. Мозаика храма Санта - Мария - мадджоре. 1295 г.
Благовещение. Эмаль. Николай вердунский. 1181 г.
Благовещение, пресвятая дева. XVI в. Афон, монастырь дионисиат.
Благовещение с клеймами жития богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей.
"Благовещение", фра беато анжелико, 1430-1432, прадо. На заднем плане - архангел Михаил изгоняет из рая Адама и Еву после грехопадения (от последствий которого спасёт человечество зачинающийся в этот момент Иисус. Мария как "Новая Ева трактуется".
Картина баварского мастера, около 1500 года. Бог - отец изображён в медальоне в верхнем левом углу, от него сходит Св. Дух в виде голубя. Сад мадонны надёжно ограждён крепостной стеной. Цветочный горшок с лилией деву и архангела разделяет.
"Благовещение", Д. Г. россетти, 1850.
Картина рогира ван дер вейдена. Ваза с лилией - в левом нижнем углу. Крупная кровать с раскинувшимся балдахином выполнена в ярко - красных, телесных оттенках багрянца.